R

Публикации                                                 Живая Эзотерика

Михаил Свечников, Россия

                                     Арифметика мышления

 

Rex  уже не просит извинения за нестандартное оформление статьи ввиду временного отсутствия техсредств. Нет ничего более постоянного, чем временное.

Мыслесложение. Мыслевычитание. Мыследеление. Мыслеумножение.

Поскольку люди пока не общаются в массе своей телепатически, основным средством общения является текст – в устном или письменном виде.

Понимание текста другим человеком выглядит как выделение в этом потоке условных единиц единиц безусловных, то есть мыслей.

Ни один человек в здравом уме не генерирует бессмысленных – безмысленных –текстов, даже если они таковыми выглядят для постороннего наблюдателя.

Вычленение из текста – как совокупности изначально заложенных мыслей – хотя бы одной мысли, за которую может зацепиться понимание, обозначим как вычитание мыслей, их “вычитку” в удобном для слушателя виде, быть может перефразированном.

Продуктивно вычитание может происходить лишь до 1 – одной мысли. Продолжать вычитать дальше – значит идти на конфликт с тем, от кого исходит текст, и подписывать приговор его детищу.

Ограничение вычитания пределом 1 можно назвать этическим императивом мыслевычитания. Его соблюдение позволяет сказать человеку: “Насколько я вас понял, вы имеете в виду…”, с последующим более-менее конструктивным уточняющим диалогом и выходом на более объемное понимание и, стало быть, сотрудничество.

Несоблюдение этического императива мыслевычитания есть проявление зла.

Мыслесложение – это уже процесс творческий, индуктивный (вычитание можно назвать процессом дедуктивным). Эту “арифметическую” операцию можно приравнять к умению образовывать ассоциативный ряд.

Например, “трава зеленая”, “зеленое – это цвет”, “голубое – тоже цвет”, “небо голубое”, “небо сродни бесконечности”, “бесконечность непостижима”… На этом пути можно образовывать кольца, возвращаясь к тому или иному элементу цепочки, и в общем-то образовывать любые лабиринты и узоры на поле элементарных мыслей-утверждений или мыслей-гипотез. Логика в этом процессе присутствует, но она не жесткая.

Умение складывать мысли очень важно и является первым этапом к ментальному творчеству. Однако от живой мысли этот тренировочный процесс отличается своей изотропностью, равноправием элементов. Хотя, конечно, при желании можно произвольно акцентировать и выделять отдельные звенья ассоциативных цепочек.

Графоманство является по сути тренировкой, этапом на пути к овладению более сложной операции арифметики мышления – умножению.

Понятно, что застрять, зациклиться можно на любой операции. Все хорошо в меру, поэтому этическим императивом мыслесложения является (по критерию количества) легко обозримый размер цепочки и (по критерию качества) ее законченность элементом, подобным начальному (так, в любом длинном разговоре всегда время от времени полезно возвращаться к тому, с чего начали).

Мыслеумножение очень похоже на рост кристалла или живого организма – по спирали от исходной точки-идеи-зерна-мысли. Причем если в линейной ассоциативной цепочке материал берется “абы как”, то при мыслеумножении он упруго разворачивается в последовательность строго необходимых элементов. Здесь отбор мыслематериала происходит не по критерию “ассоциативности” или “похожести”, а по критерию “уместности” - то есть каждый новый мыслеэлемент сопоставляется не только с соседними, но и с исходным “супер-мега-элементом” - доминирующей мыслью, лейтмотивом процесса умножения, содержащим в себе весь процесс дальнейшей развертки.

Мыследеление же подобно микроскопу: оно позволяет навести внимание на любой элемент текущего контекста – вычитаемого, складываемого, умножаемого – и обнаружить под ним новые этажи мыслей и смыслов. Мыследеление – инструмент углубления в мысль, обнаружения ее масштабной неисчерпаемости. О последней свидетельствуют, в частности, различные изыскания в области осмысления фонетических звуков, а также изгибов букв.

Автор – в свойственной ему манере свободного размышления – не дает никаких жестких алгоритмов арифметики мышления. Ему кажется просто полезным провести эти аналогии для выработки у читателя более конструктивного подхода к таинственной области ума.

17.06.2003

 

 

Того же автора:

Тема благодарности

Тема компенсации

Великая Коллизия 

Принцип Пространства

Принцип позитивности мышления

Принцип опоры на принципы

Бумеранг по имени 11 сентября

Совершенство и завершённость

Три необходимых пространства

Эзотерическая Школа

10 групп. Введение.              

Лучи России. Некоторые мысли

Магия и Богослужение

К вопросу о собственных лучах     

О медитации, визуализации...        

Об антиглобализме

Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ

Аналогия человека и Солнечной системы...

Заметки о ситуативной психологии

О восточной философии. Введение.

Наука побеждать

Демографическая проблема...

ТЕМА ЛИДЕРА

Тема исключительности

6 стадий ученичества ПЧО

Доктрина Самодостаточности

Наброски о Проектах

О Вдохновении и Ответственности

О концепции национальной идеи России

Как читать Алису Бейли

О кремации

О Сознании

Раскрытие и Развитие

Риск-архитектура человечества

Об аргументации

Многообразие ПЧО

О мысле-зернах

Структура занятия группы

Игра в ЛИДЕРА

О насущных вопросах

О карме

О знании и мудрости

Небольшой отчет о Полнолунии в Весах 2002

Образование как Проблема

О работе психолога

Искусство ругать себя

Притча о блудной Славе

Метафора Стрельца

Два движения Вниамния

Доктрина Живой Эзотерики

Козерог: мистерия Результата

О мыслителях

Концепция внутренних движений

Медитативное движение ума

О помывке  костей

Иррациональность и Нарушение Ритмов

Внесистемность Шага

Апология Поверхностности

Эфирный ветер Водолея

О выборе Статуса

Мировая скорбь как объект

Рыбы: тренинг на мировых спасителей

10-параметрический анализ стандартного объекта

5-ступенчатое преддверие ПЧО

Острие Внимания как Объект концентрации

Избыток Сознания

Задача Образования

Рубрикатор мышления

 

 

Хостинг от uCoz