R |
Публикации Живая Эзотерика Михаил Свечников, Россия Арифметика мышления
|
|
Rex уже не просит извинения за нестандартное оформление статьи ввиду временного отсутствия техсредств. Нет ничего более постоянного, чем временное. |
Мыслесложение. Мыслевычитание. Мыследеление. Мыслеумножение.
Поскольку люди пока не общаются в массе своей телепатически, основным средством общения является текст – в устном или письменном виде. Понимание текста другим человеком выглядит как выделение в этом потоке условных единиц единиц безусловных, то есть мыслей .Ни один человек в здравом уме не генерирует бессмысленных – безмысленных –текстов, даже если они таковыми выглядят для постороннего наблюдателя. Вычленение из текста – как совокупности изначально заложенных мыслей – хотя бы одной мысли, за которую может зацепиться понимание, обозначим как вычитание мыслей, их “вычитку” в удобном для слушателя виде, быть может перефразированном. Продуктивно вычитание может происходить лишь до 1 – одной мысли. Продолжать вычитать дальше – значит идти на конфликт с тем, от кого исходит текст, и подписывать приговор его детищу. Ограничение вычитания пределом 1 можно назвать этическим императивом мыслевычитания. Его соблюдение позволяет сказать человеку: “Насколько я вас понял, вы имеете в виду…”, с последующим более-менее конструктивным уточняющим диалогом и выходом на более объемное понимание и, стало быть, сотрудничество. Несоблюдение этического императива мыслевычитания есть проявление зла. Мыслесложение – это уже процесс творческий, индуктивный (вычитание можно назвать процессом дедуктивным). Эту “арифметическую” операцию можно приравнять к умению образовывать ассоциативный ряд. Например, “трава зеленая”, “зеленое – это цвет”, “голубое – тоже цвет”, “небо голубое”, “небо сродни бесконечности”, “бесконечность непостижима”… На этом пути можно образовывать кольца, возвращаясь к тому или иному элементу цепочки, и в общем-то образовывать любые лабиринты и узоры на поле элементарных мыслей-утверждений или мыслей-гипотез. Логика в этом процессе присутствует, но она не жесткая.Умение складывать мысли очень важно и является первым этапом к ментальному творчеству. Однако от живой мысли этот тренировочный процесс отличается своей изотропностью, равноправием элементов. Хотя, конечно, при желании можно произвольно акцентировать и выделять отдельные звенья ассоциативных цепочек. Графоманство является по сути тренировкой, этапом на пути к овладению более сложной операции арифметики мышления – умножению. Понятно, что застрять, зациклиться можно на любой операции. Все хорошо в меру, поэтому этическим императивом мыслесложения является (по критерию количества) легко обозримый размер цепочки и (по критерию качества) ее законченность элементом, подобным начальному (так, в любом длинном разговоре всегда время от времени полезно возвращаться к тому, с чего начали). Мыслеумножение очень похоже на рост кристалла или живого организма – по спирали от исходной точки-идеи-зерна-мысли. Причем если в линейной ассоциативной цепочке материал берется “абы как”, то при мыслеумножении он упруго разворачивается в последовательность строго необходимых элементов. Здесь отбор мыслематериала происходит не по критерию “ассоциативности” или “похожести”, а по критерию “уместности” - то есть каждый новый мыслеэлемент сопоставляется не только с соседними, но и с исходным “супер-мега-элементом” - доминирующей мыслью, лейтмотивом процесса умножения, содержащим в себе весь процесс дальнейшей развертки. Мыследеление же подобно микроскопу: оно позволяет навести внимание на любой элемент текущего контекста – вычитаемого, складываемого, умножаемого – и обнаружить под ним новые этажи мыслей и смыслов. Мыследеление – инструмент углубления в мысль, обнаружения ее масштабной неисчерпаемости. О последней свидетельствуют, в частности, различные изыскания в области осмысления фонетических звуков, а также изгибов букв. Автор – в свойственной ему манере свободного размышления – не дает никаких жестких алгоритмов арифметики мышления. Ему кажется просто полезным провести эти аналогии для выработки у читателя более конструктивного подхода к таинственной области ума. 17.06.2003 | Того же автора: Тема благодарности Тема компенсации Великая Коллизия Принцип Пространства Принцип позитивности мышления Принцип опоры на принципы Бумеранг по имени 11 сентября Совершенство и завершённость Три необходимых пространства Эзотерическая Школа 10 групп. Введение. Лучи России. Некоторые мысли Магия и Богослужение К вопросу о собственных лучах О медитации, визуализации... Об антиглобализме Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ Аналогия человека и Солнечной системы... Заметки о ситуативной психологии О восточной философии. Введение. Наука побеждать Демографическая проблема... ТЕМА ЛИДЕРА Тема исключительности 6 стадий ученичества ПЧО Доктрина Самодостаточности Наброски о Проектах О Вдохновении и Ответственности О концепции национальной идеи России Как читать Алису Бейли О кремации О Сознании Раскрытие и Развитие Риск-архитектура человечества Об аргументации Многообразие ПЧО О мысле-зернах Структура занятия группы Игра в ЛИДЕРА О насущных вопросах О карме О знании и мудрости Небольшой отчет о Полнолунии в Весах 2002 Образование как Проблема О работе психолога Искусство ругать себя Притча о блудной Славе Метафора Стрельца Два движения Вниамния Доктрина Живой Эзотерики Козерог: мистерия Результата О мыслителях Концепция внутренних движений Медитативное движение ума О помывке костей Иррациональность и Нарушение Ритмов Внесистемность Шага Апология Поверхностности Эфирный ветер Водолея О выборе Статуса Мировая скорбь как объект Рыбы: тренинг на мировых спасителей 10-параметрический анализ стандартного объекта 5-ступенчатое преддверие ПЧО Острие Внимания как Объект концентрации Избыток Сознания Задача Образования Рубрикатор мышления |