Y |
Публикации Живая Эзотерика Михаил Свечников, Россия Аштанга Йога как модель развития Сознания
|
|
Автор просит извинения за нестандартное оформление статьи ввиду временного отсутствия техсредств. |
Под Аштанга Йогой подразумевается изложенная в сутрах Патанджали восьмиступенчатая система развития [1] человека, точнее йогина, который, как считается, не совсем равен обычному человеку, а несколько больше его.Удивительно устойчивая популярность этой древней системы – казалось бы одной из многих – наводит на мысль о некой универсальной подоплеке; должна быть причина, почему восемь ступеней йоги именно таковы, почему именно таков порядок их прохождения. Не стоит за ними некий всеобщий закон развития и познания. справедливый как для продвинутого адепта, так и для “человека с улицы”?В данной заметке излагается версия такого закона. К сожалению, понимание ее требует некоторой легкости в ментальном обращении со ступенями Йоги; нужно хотя бы помнить их наизусть и знать на память их порядок. К счастью, запомнить их несколько легче, чем многоэтажную систему Астрологии, включающую в качестве базовых терминов двенадцать знаков Зодиака, дома, планеты, стихии и Кресты. Впрочем, прочтение этого текста может способствовать запоминанию Йогической Спирали и ее подшагов, поскольку здесь излагается одна из возможных причин того, “на фига вообще всё это надо”. Начнем с “человека обычного”. Каждый человек имеет дело с двумя вещами: с “чужим” внешним миром и “своим” внутренним миром. Каждый человек – сознательно или бессознательно – опирается при взаимодействии с ними на какие-то опоры. Всегда существуют или предполагаются некие правила, предписания, опоры, выработанные в течение жизни самим человеком или продиктованные ему обществом. Внешний устав называется Ямой, внутренний – Ниямой. Эти уставы могут совпадать, а могут и резко отличаться от указанных в Сутрах Патанджали идеальных Правил и Предписаний [2]. Реализация этих двух стадий осуществляется на следующих Стадиях-фазах динамики-развития человеческой жизни.Двигаясь в рамках данных правил, человек занимает ту или позицию в различных ситуациях, то есть формирует – сам или вынужденно – ту или иную конфигурацию своих тела-чувств-ума. На санскрите позиция именуется Асаной, и это третья стадия Йоги Патанджали. В наше продвинутое время важнейшей и самой мощной компонентой любой позиции является ментальная составляющая, хотя самой распространенной пока остается эмоциональная часть, обычно полностью подчиняющая физическое выражение. Набор позиций-асан [3] составляет богатство человеческой личности, ее пространство. Но существует еще и динамика ритмической и своевременной смены этих позиций, поскольку “каждой позиции своё время”. Эта ритмика есть нечто иное, чем сами позиции, нечто более тонкое. Она присуща каждому человеку, составляет богатство-бедность его энергетики, его подвижности, относится ко времени и выделяется в отдельную стадию Пранаямы. Вдох-вход в асану, пребывание в асане, выход из асаны, Пауза между асанами (важнейший компонент для Эволюции!)… Регулирование соотношения этих подфаз составляет искусство Пранаямы. Так возникает Круг, точнее Полукруг, Первый: внутренние уставы по отношению а) к миру – Яма, б) к самому себе – Нияма, позы-позиции – Асаны, незримо опирающиеся на эти уставы, плюс динамика перетекания между позами – Пранаяма, подчиняющаяся пульсации и ритмике мира – как внешнего, так и внутреннего. Можно сказать, что Яма-Нияма составляют мировоззренческий базис человека, его практическое, а не воображаемое, мировоззрение, а Асана-Пранаяма дают пространственно-временное выражение этого мировоззрения. В этой весьма плотной каждодневной и ежесекундной круговерти имеются, однако, прорехи, связанные с осознанием невидимых ранее – или проникновением новых – элементов. Тогда текучка бытовой Асаны-Пранаямы временно удаляется из поля Внимания, которое старается перефокусироваться на этот новый элемент. Такое удаление, или абстрагирование, Внимания с годами вырастает в целую большую возрастную Проблему, выражаемую обычно формулой “всё, знаете ли, времени не хватает заняться этим”. Возможно сознательное владение этой пятой фазой-стадией и отличает йогина от “обычного человека”. У йогина всегда “есть время” на новое, поскольку его рутина хорошо налажена и не обвалится, если на время отвести от нее Внимание. Более того, он постоянно наращивает запас “способности сбегать в новое” и “способности это новое находить”. Последний момент ввиду почти полного отсутствия какой-либо новизны “под Луной” - особенно актуален. Пятая стадия отрыва, удаления, абстрагирования (от привычного) называется Пратьяхарой. После отрыва от привычной рутины наступает стадия Концентрации, Сосредоточения (или Дхараны) на новом Объекте, стадия “разглядывания” его сторон-свойств-граней. Эта стадия плавно перетекает в Медитацию (или Дхиану) над Объектом. Удача в таком “научном” исследовании отнюдь не гарантируется, орешек вполне может быть не по зубам, или “времени не хватит”, “текучка заест”... Но если эти фазы пройдены и новое “прописывается” в Сознании, наступает стадия невыразимого Таинства. Самадхи, или Созерцания. Это алхимическая стадия “прописывания” нового в практическом мировоззрении Ямы-Ниямы. Так происходит выход на новый виток Спирали. Отсюда, кстати, ясен масштаб, которым должен обладать Новый Объект, чтобы удостоиться Самадхи, прописывающего его в Мировоззрении. Трансформирующего Опыт в бесспорное Видение. Самадхи “по воробьям” или “просто так” не бывает. Поэтому “не всякая птица долетает до середины Аштанга Йоги”. Обычно – чтобы вертеться в жизни – достаточно расхожих штампов, настойчиво диктуемых общественным мнением. И всё же Жизнь-Душа-Судьба настойчиво протаскивает всех и каждого (поначалу незаметно) через эволюционный опыт, технологически описываемый восемью стадиями Аштанга Йоги. Можно графически изобразить один Круг Спирали развития жирным полукругом Ямы-Ниямы-Асаны-Пранаямы, переходящим в слабо-пунктирный, неосознаваемый, полукруг Дхараны-Дхианы-Самадхи. Полукруги отделяются могучим барьером – перегородкой Пратьяхары. Величина Шага Спирали определяется масштабом нового усвоенного на пройденном круге Элемента. И вечный бой, покой нам только снится!…
Примечания: [1] Яма Нияма Асана Пранаяма Пратьяхара Дхарана Дхиана Самадхи.[2] Идеальная Яма: непричинение вреда, правдивость, недопущение воровства, несдержанности, алчности. Идеальная Нияма: чистота, довольство, огненное устремление (к еще более высокому состоянию, естественно), духовное чтение (то есть видение всего прежде всего в свете Духа, а не материи), преданность Ишваре (то есть Душе). И где вы это видели в целокупности? Это – уже реализованная Цель и наивысший Идеал . С этого не начинают, к этому приходят.[3] Все эти смирно вольно ложись подъем подумай имей совесть да расслабься ты…13.12.2002 |
Того же автора: Тема благодарности Тема компенсации Великая Коллизия Принцип Пространства Принцип позитивности мышления Принцип опоры на принципы Бумеранг по имени 11 сентября Совершенство и завершённость Три необходимых пространства Эзотерическая Школа 10 групп. Введение. Лучи России. Некоторые мысли Магия и Богослужение К вопросу о собственных лучах О медитации, визуализации... Об антиглобализме Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ Аналогия человека и Солнечной системы... Заметки о ситуативной психологии О восточной философии. Введение. Наука побеждать Демографическая проблема... ТЕМА ЛИДЕРА Тема исключительности 6 стадий ученичества ПЧО Доктрина Самодостаточности Наброски о Проектах О Вдохновении и Ответственности О концепции национальной идеи России Как читать Алису Бейли О кремации О Сознании Раскрытие и Развитие Риск-архитектура человечества Об аргументации Многообразие ПЧО О мысле-зернах Структура занятия группы Игра в ЛИДЕРА О насущных вопросах О карме О знании и мудрости Небольшой отчет о Полнолунии в Весах 2002 Образование как Проблема О работе психолога Искусство ругать себя Притча о блудной Славе
|