E

Публикации                                                                       Живая Эзотерика

Михаил Свечников, Россия

Образование как Проблема

 

 

Автор просит извинения за нестандартное оформление статьи ввиду временного отсутствия техсредств.

“Не верю!”

К.С.Станиславский.

Образование обычно понимается как процесс “упаковки” знаний в учащихся. При этом предполагается наличие “проверенного жизнью” ПАКЕТА знаний, необходимых образованному – стало быть, имеющему образ – человеку. Методики “упаковки” могут различаться – от неудачных до блестящих. Однако суть дела остается прежней: вложить в человека ПАКЕТ знаний.

Человеку ЧЕЛОВЕЧНОМУ постоянно необходим рабочий ОБРАЗ: самого себя, мира, текущей ситуации. Без этого образа – живой, динамической, многомерной картины – он утрачивает понимание и смысл жизни. Обучение искусству формировать ОБРАЗ [1], наверное, и составляет (по крайней мере, этимологически) суть ОБРАЗОВАНИЯ.

Зададимся вопросом: насколько адекватно соотносятся упаковка знаний и искусство формирования своего образа (чего угодно)? Несомненно, что они соотносятся, и несомненно, что соотносятся довольно опосредованно. То могучее, подспудное сопротивление, которое демонстрирует “образовываемая” часть человечества в школах и вузах, связано, должно быть, именно с этой “дельтой”, разницей между сутью и формой учебного процесса. Делание материала своим, проживание-пережевывание его остается сокровенно-мистическим делом самого учащегося. Те, кто “просёк эту фишку”, обычно оригинальны и часто гонимы; остальные, как правило, “читают и пересказывают”.

Возможно ли в принципе научать построению своего образа? Или же это должно остаться в святая святых человеческого существа? Есть ли здесь объективные, выражаемые явно закономерности?

Несомненно, что рождению ОБРАЗА предшествует определенного качества ПРОСТРАНСТВО, или АТМОСФЕРА. Для некоторых это пространство выражается в предельном усилии или давлении; для других – в максимальной отстраненности или расслабленности. Если этого нет, образы всё равно идут и идут непрерывной чередой, но это клише, стандарты, кальки – внешнее, не “твоё”. Статичные стандарты и клише совершенно необходимы – но только как “рыбы”, которые надо наполнить своей ЖИЗНЬЮ и, если нужно, СВОЕОБРАЗИЕМ.

Свой образ появляется, когда есть ПРОБЛЕМА, ВОПРОС, ВЫЗОВ, создающие напряжение. При этом человек имеет право (если мы демократы) принять или не принять этот ВЫЗОВ.

При таком подходе и само ОБРАЗОВАНИЕ видится как ПРОБЛЕМА. И если ОБРАЗ образования оказывается лишь ощущением процесса “упаковки” знаний, то это, наверное, беда для человечества и реальный ВЫЗОВ лучшим умам и сердцам.

Отметим, что способность линейно излагать информацию и способность локально, точечно углубляться в проблему (что выражается в громадном количестве определений всего и вся) давно стали законной прерогативой человеческого мышления. Выразим это так: информация о мире в общем верна и исследована достаточно глубоко. Проблемы исследования, анализа – по большому счету, не существует.

Проблема заключается в сложном, искривленном и динамически меняющемся рисунке, паттерне, пространстве, в которых живет эта информация. Аналогия [2]: цепочка ДНК, вытянутая в длину, достигает полутора метров (!). С какой же силой она должна быть закручена, чтобы поместиться в микроскопическом объеме! Если таков источник нашей физической жизни, то и окружающий нас мир должен быть изрядно “скручен”, не правда ли?

Проблема заключается в СВЯЗЯХ между элементами научно “постигнутого” мира, а не в самих элементах, в ОТНОШЕНИЯХ между этими элементами. Науки всех видов – а за ними и образование – упорно исследуют локальные элементы, атомы мира, помещая их по умолчанию на гладкий лист, в линейную картину мира. А мир – и это подтверждает наш повседневный опыт – совсем не таков, не линеен. [3] Иначе мы были бы гораздо успешнее в этой самой повседневности, не так ли?

Мир, в котором мы живем, все его многообразные обстоятельства и состояния – намного более неправильнее [4], чем мы привыкли представлять. Интеллигентское эмоциональное, астральное, уси-пусьное представление о Гармонии, имеет с ней слишком мало общего, чтобы привести к успеху. Мир обладает кривизной, разрывами, складками, кручениями [5], наложениями и нахлестами, которые вдобавок еще и движутся.

Всё сказанное – лишь постановка ВОПРОСА, не более. Разработка того, как делать правильный ОБРАЗ, как осуществлять правильную топологию знания, топологию образа проблемы – наверное, очень долгая история. Некоторые наметки в этой области дает анализ нестандартных текстов, которые включают в себя информационные кольца, замкнутые цепочки, повороты угла зрения, включение противоречащих утверждений, недосказанностей, намеков. Всё это приемы, создающие пространство, объем, а также напряжение, что позволяет включить в объективно заданный текст субъективный творческий элемент того, кто этот текст читает.

Грубо говоря, успех усвоения информации в правильном образе зависит от стереоскопичности, нелинейности поданной картины [6] – раз; незавершенности и динамичности ее – два [7]; включения субъективного творческого элемента реципиента (важнейший элемент) – три.

В заключение, маленький экскурс в психологию. Почему в системе образования никогда нет денег? Наше “плохое” общество постоянно ругаемо за это его “лучшими умами”. Однако нет ли у общества подспудной психологической причины не давать денег на такое образование??? Ребенку 10-15 лет “читают мораль” (сиречь дают неправильный ОБРАЗ мира) в рамках системы образования, однако успешным он может стать, лишь послав подальше этот НИКАКОЙ ОБРАЗ. Так захочет ли этот ребенок, став успешным в обществе – то есть контролируя какие-никакие финансы – давать денежки на продолжение “морализаторства”?

То же самое относится и к эзотерике, дорогие коллеги. Какой образ мира, хоть как-то соотносящийся с Реальностью, даем мы “заблудшему” обществу? По сути, никакой. Вот вам и аспекты, планы-подпланы, лучи-подлучи. Так за что же деньги платить, эти несметные золотые потоки, столь нужные для успешной Экстернализации и Нового Явления? В общем, пока гуляем.

Наконец, совсем плохие новости. Если долго проповедовать ложный, ПЛОСКИЙ образ мира (пусть даже при всех правильных информационных элементах), то сам становишься таким же ПЛОСКИМ. Иначе с чего учителей (как правило) стали бы называть занудами, идеалистами и неудачниками?

Образование – это Мировая Проблема. Будем же смотреть в этом направлении прямо, просто и с живым интересом!

 

Примечания.

[1] Рабочее определение ОБРАЗА: будем понимать под НИМ не картинку, но живую (собой рожденную) связь НОВОГО и того багажа, что уже имеется в сознании.

[2] Подсказана разговором с В.В. - мастером нестандартных текстов.

[3] Излагая этот вопрос публично, автор брал два листа бумаги и комкал один из листов, предлагая сравнить ровный лист и “безобразный” комок. “Травма восприятия” была налицо, но в общем-то такой ОБРАЗ соотношения иллюзорного (гладкого) образа мира и мира реального возражений не вызывал.

[4] “Неправильное” по отношению к стереотипному представлению о Гармонии и Красоте. Можно сказать, что искусство XX века успешно потрепало это стереотипное, классическое представление, как в живописи-скульптуре, так и в музыке, да и в литературе-стихосложении. Мир строго следует Закону Причины и Следствия, так что он – правильный, а наше наивное представление, НАИВНЫЙ (точнее, никакой) ОБРАЗ – нуждается в кардинальном уточнении.

[5] Базовым свойством пространства, которое успешно использует Г.Шипов при построении Единой Теории Поля, является КРУЧЕНИЕ (Г.Шипов “Теория физического вакуума”). Представьте себе проволоку, скрученную еще и вдоль своей оси. Так вот и наше физическое пространство, оказывается, может обладать таким локальным кручением – в каждой точке!

[6] Подать материал как нечто завершенное, не оставив в нем дырки для выхода, загадки, энигмы – представляется автору стратегической ошибкой системы образования. Любой небанальный материал, согласно теореме Геделя, содержит в себе недоказуемые утверждения, то есть “дырку”. И слава Богу!

[7] Для этого информацию надо “крутить”, поворачивать под разными углами, заходить к проблеме с разных сторон, создавая – как в ДНК – параллельные резервные цепочки фактов; переставлять порядок информационных элементов, не жалея на это времени – пусть все инфо-атомы потрутся, повзаимодействуют в восприятии учащегося друг с другом. В общем, “Отче наш” нормальный, потом шиворот-навыворот… Кстати, именно догматизм, то есть затверженный порядок, создает почву для сатанизма, оставляя темные углы неосознанности.

 

Приложение 1.

1. Существует искусство интересно “упаковывать”, излагать.

Результат: в памяти остается светлый образ Учителя.

2. Существует искусство увлекательно сформулировать Проблему, Задачу и вдохновить на решение, то есть формирование адекватного Образа.

Результат: умение решать задачи.

3. Существует искусство создавать Пространство, Сферу, Творческую Лабораторию для поиска и формулирования Проблем и Образов самими учащимися.

Результат: умение ставить насущные Проблемы и решать их, в том числе коллективно.

4. Текущая ПРОБЛЕМА учащегося (или учебной группы) может никак не соотноситься с учебным планом-пакетом. Без решения этой проблемы никакой нормальный урок не возможен. По крайней мере необходимо четкое обозначение ПРОБЛЕМЫ, что позволяет перефокусировать ВНИМАНИЕ на учебную задачу и временно отложить, а не задвинуть ПРОБЛЕМУ.

5. Все эти моменты перемешаны в разных пропорциях и как-то осуществляются. Не пора ли учиться их четко разделять – и властвовать над ними?

6. Стандартные мысли-реакции, возникающие в процессе обучения-упаковки:

“Господи, как много-то!”

“На фига мне всё это нужно?!”

Эти мысли, являющиеся ну совершенно общим местом для всех (кроме подмножества маньяков-графоманов и вечно голодных до чтива маньяков-читателей), указывают на очень реальные проблемы:

а) Ненужное изобилие учебного материала, в котором стремятся описать ВСЁ и ВСЁ определить раз и навсегда. Мастерское изложение характеризуется обилием намеков.

б) Очень частое несовпадение текущей проблематики и статичной учебной программы. Решать эту психологическую проблему, сразу проясняя ее, нужно, наверное, в первую очередь.

в) Важно постоянно обучать и обучаться искусству ПРОЕКТИРОВАНИЯ, то есть правильному применению принципа РАЗДЕЛЯЙ и ВЛАСТВУЙ.

Приложение 2.

Гипотеза.

Жизнь оказывает на человека колоссальное давление с тем, чтобы он разумно разделял это давление на конкретные и посильные для него ПРОБЛЕМЫ и властвовал на ними (благодаря, в частности, построенным им же адекватным образам). РАЗДЕЛЯЙ и ВЛАСТВУЙ! – великий Принцип, если он применяется правильно. После такого разделения возможен и синтез в единый ОБРАЗ.

“Упаковка знаний” в человека создает дополнительное колоссальное давление, которое – в лучшем случае – как-то компенсирует внешнее давление обстоятельств (семья, окружение, экология), а худшем случае окончательно “сплющивает” творческие способности человека.

Дополнение.

Проявление – удивительно стойкое – большинством людей доброй воли и разумной организованности, несмотря на указанное выше ДВОЙНОЕ давление, свидетельствует, по мнению автора, о наличии в каждом человеке внутреннего Бога, или Души. Но пусть это тоже останется гипотезой и ВЫЗОВОМ для создания адекватного лично для Вас ОБРАЗА Высшего.

Ноябрь 2002

 

Того же автора:

Тема благодарности

Тема компенсации

Великая Коллизия 

Принцип Пространства

Принцип позитивности мышления

Принцип опоры на принципы

Бумеранг по имени 11 сентября

Совершенство и завершённость

Три необходимых пространства

Эзотерическая Школа

10 групп. Введение.              

Лучи России. Некоторые мысли

Магия и Богослужение

К вопросу о собственных лучах     

О медитации, визуализации...        

Об антиглобализме

Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ

Аналогия человека и Солнечной системы...

Заметки о ситуативной психологии

О восточной философии. Введение.

Наука побеждать

Демографическая проблема...

ТЕМА ЛИДЕРА

Тема исключительности

6 стадий ученичества ПЧО

Доктрина Самодостаточности

Наброски о Проектах

О Вдохновении и Ответственности

О концепции национальной идеи России

Как читать Алису Бейли

О кремации

О Сознании

Раскрытие и Развитие

Риск-архитектура человечества

Об аргументации

Многообразие ПЧО

О мысле-зернах

Структура занятия группы

Игра в ЛИДЕРА

О насущных вопросах

О карме

О знании и мудрости

Небольшой отчет о Полнолунии в Весах 2002

 

 

Хостинг от uCoz