M

Публикации                                                 Живая Эзотерика

Михаил Свечников, Россия

                                  Концепция внутренних движений

 

 

Автор уже не просит извинения за нестандартное оформление статьи ввиду временного отсутствия техсредств. Нет ничего более постоянного, чем временное.

“Дано мне чувство, что мне делать с ним?”
Осип Мандельштам

Каждый человек – с точки зрения грубого разделения на внешнее и внутреннее – совершает множество внутренних движений. Они ему имманентны, то есть присущи от природы. Однако непризнание существенности подмножества внутренних движений (вследствие навязанного и упорно навязываемого Человеку извне вульгарного материализма) приводит к “прокисанию” внутренней жизни и внутреннему отравлению со всеми вытекающими из него последствиями.

Концепция внутренних движений призвана ясно акцентировать сознательный выбор человека признать мир внутренних движений и возможность эволюции этого мира в сторону постепенного утончения. Без принятия этой концепции в той или иной форме такая эволюция протекает, во-первых, через боль и кризисы, и во-вторых, медленно.

Признание внутреннего мира предполагает наличие в нем ОБЪЕКТОВ, обозначаемых нами различными СЛОВАМИ. Множество эзотерических, философских, психологических книг предлагает обширный словарь таких объектов: сознание, свет, пространство, Иерархия, образ, воля, настроение, страх, волнение, боль, депрессия, радость, инертность… Можно возразить, что последние термины относятся скорее к категории состояний, но чем состояние не объект? Отношение к чему-то, как к объекту, предполагает более активную позицию манипулирования этим объектом, которая свойственна человеку, которому свойственно играться. Отношение к чему-то, как к состоянию, более пассивно; состояние само приходит и уходит [1].

Если с объектами, населяющими внутренний мир, более-менее понятно, то что собственно движется в этом внутреннем мире? Во внешнем – движется тело, а вот что во внутреннем? ум? сознание? внимание? чувство как орган движения (возможен ли такой подход?)? “я”? Все перечисленные объекты тесно переплетены между собой и трудноопределимы (то есть нелегко перечислить их отличительные базовые свойства; они загадочны). Тем не менее все люди на практике отличают их друг от друга, о чем и свидетельствует наличие данных терминов в обычном (не научном, не специальном) языке.

За каждым словом стоит живая энергия. Человек, осмысленно произносящий слова, понимает этот факт. “Я знаю цену слов, я знаю слов набат, они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба, шагать четверкою своих дубовых ножек” (В. Маяковский). И обратно, человек, понимающий этот факт, осмысленно произносит слова. Осмысленно – то есть на поле смысла, в связи со всеми остальными словами-энергиями.

Данная концепция предлагает тренировать четкое различение внутренних движений, настойчиво придавать им статус наравне со внешними, твердо усваивать конечность [2] внутренних объектов и движений, различая их начала и концы-границы, учиться находить их абстрактные ядра, больше смотря в глубину, и, наконец, медленно, но верно, двигаться к практическому признанию приоритета внутреннего (как причины) над внешним (как следствием) [3].

Следование данной концепции позволяет выращивать внутренний мир, делать его прагматично-прекрасным; объекты и движения тогда взрослеют. В противном случае многие из них остаются по-детски недоразвитыми и убогими, а внутренний мир – как бы смазанным, нечетким. Жить в таком мире, естественно, не хочется, вещественность его сомнительна (вот основание материализма!). В нем нет даже элементарной канализации, что уж говорить о более сложных эко-Эго-системах.

Ну, а остальное довольно банально:

За внутренний центр берется самый таинственный, и тем не менее отчетливо различаемый каждым двуногим, фактор-объект, обозначаемый словом “Я”. Этому “Я” присущи различные объекты-органы: ум, сознание, чувства…, но самым близким к “Я” является объект Внимание. Это очень простой, почти бескачественный фактор.

Механика внутреннего движения проста: “Я” ставит Внимание на Слово, обозначающее объект, вокруг которого начинается привычная (то есть имеющая стандартные алгоритмы) работа органов – ума и чувств, которые в итоге выдают, быть может, рекомендации для внешних движений-действий. Удерживание Внимания на объекте составляет собой целую науку Йоги. Развитые ум и чувства в процессе своего движения подтягивают к центральному объекту Внимания другие, связанные с ним объекты; таково ассоциативное свойство мышления.

Хотелось бы попутно поразвеивать миф о “чуде медитации”. Дескать, если пялиться без конца в объект, приходит озарение. Да, приходит, но только на основе известных элементов, сделанных своими, не больше, не меньше. Нет чуда, оторванного от чуда поэтапного Труда, постепенно формирующего здание своего Понимания. Поэтому озарение выглядит как качественно иная конфигурация-образ известных элементов относительно центрального объекта-элемента медитации.

Такая проработка центрального объекта углубляет представление и о тех элементах, которые связываются с ним в процессе внутреннего движения вокруг центра, так что дело это взаимовыгодное. Внутреннее движение – обычно спирально-вращательное (от центра к периферии и обратно); сам центральный объект – при смене фокуса Внимания – тоже движется вокруг чего-то другого, и так далее. Иерархия (то есть ценностная оценка) внутренних объектов строится в силу общественных влияний (3-й Аспект), индивидуальных предпочтений (2-й Аспект), и – позволю себе сформулировать намек – волевыми движениями Жизни (“внутренней” и “внешней”, 1-й Аспект). Разумное использование последней причины (или движущей силы) приводит к построению системы собственных Принципов, или кодекса чести. А так, до поры до времени, человек беспринципен, обычное, в общем-то явление, ничего особенного; стыдиться этого нечего, знать это о себе полезно.

Любопытная особенность отношений “Я” с внешним миром состоит в том, что степень контроля “Я” над собственной органикой и Вниманием не является абсолютным. Внешний мир, будучи тотальной совокупностью сил и энергий, на полном серьезе играет с маленьким “Я” в перетягивание каната за власть над Вниманием и, соответственно, над органами, вроде бы принадлежащим “Я”.

“В борьбе обретем мы свободу свою”; так мужает “Я”. Устойчивость контроля “Я” над своим Вниманием отражает точку эволюции субъекта и степень его свободы на поле проявления. В итоге, “ничто нас в жизни не может вышибить из седла”.

В число объектов внутреннего мира входит громадное количество образов – отпечатков прошедших внешних событий. Работа Внимания и духовной органики над ними составляет важную часть внутреннего осмысления (придачи смысла) произошедшего, поскольку работа “внутренних органов-объектов” в реальном времени не всегда возможна. Отсюда огромное значение механизма памяти – хранителя отпечатков-образов – для полного впитывания жизненного опыта человека [4].

Понятно, однако, что зацикливание Внимания на том или ином образе внешнего, да и на абстрактном объекте, есть внутренний недуг, ведущий к потере темпа и эволюционному микро-(или макро-) сбою. Внимание, в идеале, динамично и гармонично распределяется по континууму целей-объектов, позволяя все больше уточнять карту поля Работы.

Внимание постоянно движется и, будучи каналом для энергии “Я”, оживляет движение той части внутреннего мира, на который оно направлено.

Интересно, что Внимание и “внутренние органы” с огромной силой привычно сфокусированы на внешнем мире, на материальных объектах [5] . Это отчасти оправдано, но из этого – если хочешь духовно расти – приходится выбираться, что приводит, как правило, к разнообразным “маленьким трагедиям”. Нет ничего дороже Внимания! Звезды и политики подтвердят. Да и в обычном круге – стоит хоть частично убрать Внимание с “объекта” (ребенка, жены-мужа и т.д.), вой поднимается неимоверный. Принципиальная “правизна” тут, однако, на стороне уходящего; Тибетец где-то заметил, что это все же проблема остающихся, им и приспосабливаться.

Все сказанное можно спроецировать на работу группы. Групповое “Я”, групповое Внимание и его распределение-концентрация, групповые “внутренние органы” и их компетентность, групповые цели-объекты – всё это интереснейшие объекты для исследования и практической работы.

Спецификой современного периода является именно техника привлечения Внимания. Тыкание в “Я” есть прерогатива будущего и очень болезненно для настоящего [6]. Развитие органики – внутренних-внешних объектов-механизмов – было прерогативой далекого прошлого.

Здесь под настоящим имеется в виду вторая, “сознательная”, солнечная система, под будущим – третья, “волевая”, под прошлым – первая, “материальная”.

Оставив в стороне внутреннюю работу по осмыслению внешних событий – хорошо всем знакомую – обратимся ко внутреннему движению Внимания по более абстрактным, “вечным” объектам: радости, блаженству, бытию, “Я”, воле, эволюции… Если удается (1) отодрать Внимание от внешней текучки и (2) собрать его в самом себе – а это нехилые задачи! – можно пробовать направлять его на подобные “объекты медитации”. Оно будет отвлекаться само и будет отвлекаемо внешним. Однако, допустим, это удалось преодолеть. Тогда, по идее, запускается работа ума, а чтобы он правильно работал, создавая смысловую ткань вокруг слова-объекта, он должен быть развит-натренирован. Если его развитие недостаточно, возникает – при успешном удержании Внимания – просто мистический ступор, который может разнообразиться восторженными, но довольно бессодержательными, озарениями.

Отсюда необходимость развития ума. Простейшая процедура такого развития – способность правильно читать, писать и говорить вовне. Вся загадка, конечно, в слове “правильно”, а так, кто бы спорил. Дальше все то же – но внутри. Правильный внутренний диалог. Работа ума по конкретной теме кумулятивна и со временем выглядит совершенно незаметной, то есть шарики не скрипят, когда “Чапай думает”.

Смысловая ткань вокруг слова-объекта создается (движением ума) из других, уже более осмысленных, слов. Грубо говоря, слово – точка, жирная или не очень, связка между словами – черточка, жирная, или не очень, или даже все это очень разноцветное. Реально, процесс не выходит слишком складным, обычно это напоминает нашаривание чего-нибудь знакомого в пустоте-темноте, а потом – при удаче (это еще что за зверь такой?) – вдруг быстрый разноцветный обвал смысловых ассоциаций, которые “сами” (движением ума) складываются в стройное здание, или функциональный блок-деталь. Иногда это красивое здание или деталь оказываются совершенно ненужными или даже “зловредными” [7]. Что ж, надо признать вину за истраченные ресурсы и извинить свою игривость. Впрочем, необходимо бывает вовремя останавливаться, уметь выделять из кучи ассоциаций – подарка смыслового поля – нужные для дела-постройки элементы. Это составляет искусство контроля ума [8], которого хлебом не корми – дай перемножить числа в столбик. Без него ассоциации завалят, и будет “горе от ума”.

Рассуждение по поводу абстрактных слов-понятий соединяет в рассуждающе-понимающей группе-индивиде какие-то крохи соответствующих этим словам тончайших энергий; готовится алхимический суп. Понятно, что его можно и пересолить, и переварить, и просто “прийти и всё испортить”. Дело тонкое, но извечное стремление людей к приготовлению и даже – о ужас! – поеданию такого супа, говорит об эволюционности данной тенденции.

Частным – и важнейшим – случаем внутренних движений является внутреннее недвижение, ПАУЗА. В которую эта заметка и переходит…

 

* * *

ВНИМАНИЕ: В данной статье намеренно не дается никакой жесткой схемы внутреннего мира; изложение принципиально имеет “смазанный”, “перескакивающий”, незаконченный характер; строить своё надо самому, не слишком “отрываясь от коллектива”, и к чёртям жесткие схемы (это пожелание надо понимать буквально).

Так, вместе восползём, взаимно обогащаясь. Но не навязывая. Дело ведь тонкое. Берешь что-то за основу, пробуешь, подбираешь, работаешь, а там, глядишь, и озаряешься малым, живым озарением. А вообще, “смазанность” не всегда помеха прозрачности и ясности. Когда фокус Внимания почиет на более высоком плане, предметы на более низком с необходимостью расплываются, возникают парадоксы, “непонятки” для конкретного ума, способные, тем не менее, четко пояснить иное…

Библиография: Концепция, конечно, стара как сам внутренний мир и может выражаться по-разному. Например, в свое время, Тадеуш Голас красиво изложил возможность и факт внутренней жизни как чередование внутреннего расширения и сжатия с разными качественными уровнями – всего одно, но весьма богатое, фундаментальное движение. Материалы есть в Интернете. Марк Воронов излагает свою модель объектов внутреннего мира и возможных движений в книге “Психосоматика” (см. краткую аннотацию в разделе “Rex-чтения” на http://rex.narod.ru/Rex_read.htm).

Примечания:

[1] Первый подход называется в эзотерике оккультным, второй – мистическим.

[2] “Всё пройдет – и печаль, и радость, всё пройдет – так устроен мир”. Практика этой простой формулы и некоторого терпения безмерно облегчает Жизнь. (Ей и так нелегко, и дополнительно Ее облегчить – дело святое).

[3] В частности, это “банальное” внутреннее движение (чего? сознания?) по сдвижке приоритетов выражается в практике принципа: “Сначала внутреннее, а внешнее как-нибудь”. Питание внешнего по остаточному принципу от богатого внутреннего должно быть – по идее – вполне достаточным. В противном случае, опять же, чего-то внутри не так. “Не ищи, О Путник, стрелочника снаружи; не так ищется Истина”.

[4] Грамотная отработка и утилизация образов-отпечатков доведена до блеска в Концепции Вспоминания, изложенная у К.Кастанеды.

[5] Так, все образы в наших снах имеют очертания привычных материальных, узнаваемых предметов.

[6] Кто сомневается, пусть вспомнит мистический ужас в классе, когда учитель шарит по журналу, чтобы вызвать ответчика. Совсем другое дело, когда просто привлекается внимание к какому-то вопросу и стимулируется свободная дискуссия.

Вообще, интересно было бы строить работу группы по этим “трем аспектам”: (1) известные функциональные темы и оргвопросы (2) творческий поиск через направление группового Внимания на различные темы (3) какие-то формы непосредственного давления группового Внимания на “Я” разных членов группы. Закалка-тренировка в форме игры, конечно… но потом легче в бою.

[7] А вот это очень любопытная тема. Всё ли дозволено говорить, думать и делать человеку? Есть ли (в частности, у вас в голове) запретные темы, “священные коровы”? в эзотерике и экзотерике? Как реализуется-осознается концепция, да нет, факт свободной воли? и чем она отличается от воли доброй? Вопросы, вопросы…

[8] Критерии остановки работы ума определяются Целью (вопросом “зачем?”) и Законом Экономии ресурсов (“хватит”-“не хватит”).

 

Приложение:

Практика внутренних движений

Оккультная медитация схематично выглядит следующим образом:

  1. собирание Внимания
  2. постановка Внимания на слово-объект-“брэнд” (например, Новая Группа Мировых Служителей, или Живая Эзотерика, или Теософия, карандаш, Мироздание, то или иное чувство)
  3. разрешение уму ассоциативно двигаться вокруг объекта, набирать массу (“мириады слетаются на слепящий свет центральной точки”), собирать всё, что вы знаете об объекте и том, что с ним для вас связано – раскрутка “брэнда”
  4. торможение ума в момент набора достаточной массы (определяется практикой; в общем случае должно возникать ощущение связанности объекта со всем Мирозданием – не больше, не меньше)
  5. работа ума с массой, оформление ее в некие мысле-связи, идеи, предложения, нестандартные видения
  6. ПАУЗА
  7. отпускание Внимания

Можно и просто упражнять удерживание Внимания на объекте без включения ума; тогда происходит мистическое, или чувственное, углубление в объект, возможно, с появлением феноменов (ну там, цвета, вкусы, запахи, образы, необычные ощущения легкости, подъема, зависания вниз головой, появление сущностей, голосов, звуков…). Этот этап обычно рассматривается как необходимый и предварительный; автор нескромно полагает, что многие из эзотериков, да и из “обычных” людей, с этим уже наигрались и хотя бы на троечку умеют делать такую мистическо-чувственную медитацию. Помню, моя вполне светская сестрица попробовала единственный раз в жизни и так “вылетела”, что на всю жизнь сделала выбор “туда” больше не соваться. Кто сомневается в своих умениях, может тренироваться, желательно, параллельно с вышеописанными оккультными движениями; все-таки Век на дворе не Атлантический.

26-27.01.2003

Того же автора:

Тема благодарности

Тема компенсации

Великая Коллизия 

Принцип Пространства

Принцип позитивности мышления

Принцип опоры на принципы

Бумеранг по имени 11 сентября

Совершенство и завершённость

Три необходимых пространства

Эзотерическая Школа

10 групп. Введение.              

Лучи России. Некоторые мысли

Магия и Богослужение

К вопросу о собственных лучах     

О медитации, визуализации...        

Об антиглобализме

Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ

Аналогия человека и Солнечной системы...

Заметки о ситуативной психологии

О восточной философии. Введение.

Наука побеждать

Демографическая проблема...

ТЕМА ЛИДЕРА

Тема исключительности

6 стадий ученичества ПЧО

Доктрина Самодостаточности

Наброски о Проектах

О Вдохновении и Ответственности

О концепции национальной идеи России

Как читать Алису Бейли

О кремации

О Сознании

Раскрытие и Развитие

Риск-архитектура человечества

Об аргументации

Многообразие ПЧО

О мысле-зернах

Структура занятия группы

Игра в ЛИДЕРА

О насущных вопросах

О карме

О знании и мудрости

Небольшой отчет о Полнолунии в Весах 2002

Образование как Проблема

О работе психолога

Искусство ругать себя

Притча о блудной Славе

Метафора Стрельца

Два движения Вниамния

Доктрина Живой Эзотерики

Козерог: мистерия Результата

О мыслителях

 

 

Хостинг от uCoz