М. Свечников, Россия

Медитация и медитативное состояние

 

В широком смысле это одно и то же. Однако в данном случае автора интересует распространенное подсознательное заблуждение, которое ставит знак равенства между процедурой вхождения и рабочим состоянием.

Очевидно, можно годами практиковать процедуру вхождения (набор приемов, формул, мантр…) и не попадать в измененное состояние сознания, в котором выполняется специфическая медитативная работа.

Понятно, что любая работа (или состояние, удержание которого – тоже работа) не равна разговорам о работе или даже подготовке к ней.

Итак, будем различать процедуру вхождения в состояние и само состояние. В таком понимании, медитация – это набор приемов, множество из которых описано в литературе. Это как связка ключей к одной единственной, лично вашей, двери. Забавно, что ритуальный танец, в котором происходит торжественное вытаскивание ключа, освоен очень хорошо. О нужности этого танца сказано и написано много. Но вот процедура вставления ключа в скважину (кстати, ее еще нужно найти!), поворота ключа (который, кстати, может не подойти!) с последующим толканием двери и вхождением в нее – остается тайной.

Делаешь медитацию (настройку на работу), делаешь, делаешь, вдруг чик! – и ты попал. Сознание изменилось так, как нужно для этой работы. А иногда – при прочих равных условиях – хоть лбом об стенку бейся, ничего не происходит.

Есть простые виды работ – и ими полна наша жизнь – которые сами настраивают делающего ее. Начинаешь делать и втягиваешься, работаешь “от души” – совершенно точный термин. Кстати, бывает, и нередко, что работа не идет. Это значит, что сознание по каким-то причинам не изменяется под эту работу. И тогда “день испорчен”.

Есть непростые виды работ, для которых обязательно требуется специальная процедура вхождения, настройка, некоторые специальные упражнения. Критерий такой работы – присутствие необратимых элементов повышенного риска. Пример – хождение по канату на приличной высоте, сложный прыжок в воду, ныряние на большую глубину. Наверно, есть и тонкоматериальные аналоги.

Утверждение: большая часть медитативных рабочих состояний не нуждаются в специальных сложных настраивающих процедурах, а возникают в процессе непосредственного делания шагов по достижению поставленной цели работы.

Поэтому увлечение специальными видами медитаций – формальных процедур вхождения (обычно, неизвестно куда и зачем) – есть БАЛОВСТВО и детский сад подмены действительного – желательным.

Признаком медитативного состояния обязательно является ощущение гармонии, успокоенности, защищенности. Ты при деле. И нет большего счастья.

Маленькое отступление:

Попадание в это состояние, переход в него – всегда чудо. Оно сродни засыпанию: хочешь заснуть, а все никак, вдруг раз – и уже видишь сны. Переход – всегда чудо, видимо, это набор очень быстрых (для обыденного сознания) процессов, которые сознание не может ухватить, тем более, что эти процессы в самом сознании и происходят. Поэтому, скажем, умение осознать засыпание шаг за шагом говорит об очень быстром сознании более высокого уровня. То же самое выздоровление: болеешь, болеешь, вдруг раз – забыл про болезнь! (произошел переход) –значит, на поправку пошел.

Как говорил Раджниш, этому просто надо дать случиться. Тут важно некое расслабление, отпускание спешки и всех умом предположенных целей. Соль в том, что это не делается умом, личностью – Оно случается Само, по Своей прихоти и соображению. Остается лишь приглашать его, и для этого приглашения редко требуются формальные ритуалы, просто некое намерение. Важно “душевное состояние личности”, настрой личности на душу, на нечто более высокое, чем ты сам, на маленькое чудо, большее тебя, любимого.

Одной из простых и распространенных медитаций (процедур вхождения) является концентрация на точке (явной или воображаемой). Так вот, пялиться в точку можно сколько угодно долго и старательно, но вдруг – раз! и ты понимаешь, что сознание сместилось в другое состояние. Появилась неспешность (аналог безвременности), глубина (погруженность, защищенность), столь желанный до этого результат (вместе с исходной точкой) стал по фигу. Ага, значит, это уже состояние, какой-то аналог первой дхьяны (в терминологии Адвайты), дверь открылась. За ней может оказаться еще дверь и еще.

Одной из причин неудач в смещении сознания является отсутствие цели медитации. Человек не отдает себе отчет, зачем он это делает. Постоянное задавание вопроса “зачем?” является признаком столь желательного для современной эпохи Водолея – читай, эпохи науки, а не веры – каузального сознания, признаком вхождения краешка каузального тела (тела души) в сознание повседневной личности. Именно “кауза”, то есть причина, именно душа, как причина личности, задает этот вопрос, понуждая личность обосновывать и осмысливать (то есть наполнять смыслом) все свои маленькие дела.

Чудо, смещающее сознание в рабочее состояние – состояния гармонии, желания потрудиться, понимания, что, собственно, происходит и почему это так хорошо, – это и есть сама Душа, высшее Я человека, которое не мечет этот бисер, повинуясь щелчку пальцев личности. Обоснуй сначала!

Какого рода медитативная работа может быть?

Сознание наше повседневное содержит огромное количество идей, мыслей, понятий. Это количество динамически движется и меняется. Систематическое наведение в нем порядков и иерархий и есть очень насущная, на мой взгляд, медитативная работа. Связывание болтающихся концов, “свободных радикалов” (от которых, кстати, на физическом плане стареет и погибает человек) сознания, разъяснение себе непоняток. Вхождение в эту медитативную работу не дается сразу, нужно помучаться, пытаясь ее делать так или этак. Но в итоге – при ясном понимании, зачем это нужно – Сезам открывается, и связки, ключи, приемчики, процедуры вхождения (для данной работы) уже не нужны. Небольшое внутреннее движение (но все же на уровне чуда и со страхом Божьим, сиречь, уважением к тайне), и ты там. В этом рабочем потоке.

Оформление же малого откровения в доступно четкую форму текста освобождает сознание для последующей подобной медитативной работы. Отсюда важность ведения дневника или написания статей. Их цель освобождение сознания. Тексты пишутся сознанием прежде всего в сугубо меркантильных целях”, оно хочет освободиться, так как лавинообразно накапливающийся материал его бетонирует, кристаллизует. Совершенство от текста не требуется, нужна завершенность.

Такая медитативная работа не требует обязательных специальных ключей, процедур для вхождения в нее, к нужному состоянию (с его приятностями, гармониями, блаженствами и малыми озарениями) приходишь путем делания этой работы как умеешь на данный момент, не требуя совершенства. Берешься и делаешь, чем больше делаешь, тем лучше получается. Все вполне тупо и бесхитростно. Спецприспособления и сложные отмычки – либо хитрость себя обманывающих лентяев или следствие путаницы в умах (неофитов).

Медитации, направленные на успокоение взбаламученных чувств и замученного тревогой сознания, работают только в форме аванса. Ибо – зачем вам успокаивать чувства и тревоги? И если ничего полезного (а что есть полезное?) потом не происходит, и жизнь идет стереотипно, без шага прироста, эти медитации успокоения, в том числе различные аутотренинги, перестают работать. Приходится их калейдоскопически менять, но истощение смысла быстро нарастает. Набирание авансов не равно ли накоплению кармы? Поэтому вышеупомянутое баловство со сложными процедурами вхождения – небезобидно. Разберись сначала с тем, что имеешь! Пристрой и упорядочи всё, что набрал за жизнь – методы, книги, знакомства, мысли. Потому что – пригождается ВСЁ, все имеет свое место, просто не находится на нем. Достижение этой цели (внутренняя экология, связное мировоззрение) может стать исходной целью и обоснованием требования медитативного состояния. Косвенным результатом такой медитативной работы может стать принципиальное прекращение перевода стрелок. А это немало.

07.10.2003

 

 

Хостинг от uCoz