ЙОГА СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
В ИЗЛОЖЕНИИ ТИБЕТСКОГО
УЧИТЕЛЯ
с краткими комментариями
учащегося
ноябрь 2001
Данные комментарии являются второй попыткой письменного осмысления Йога Сутр. Они построены на опережающем связывании сутр между собой и на поиске четкой логики. Впечатление от проделанной работы следующее: структура этого учебника ГЕНИАЛЬНА и многомерна. Разные его книги представляют собой, в частности, углубляющиеся ступени одного и того же планомерного подхода к науке мышления и предмету человеческой эволюции вообще. Автор комментариев выражает надежду, что они послужат сворачиванию данной книги в одно практическое внутреннее движение, в одну расширяющуюся медитацию. «Да поможет нам в этом богиня мудрости, мать Сарасвати!»
М.Свечников
Проблема Объединения
а.
Определение высшей и низшей природы.
б.
Рассмотрение препятствий и их устранение.
в.
Совокупность системы Раджа Йоги.
Речь
пойдет о внутреннем пространстве человека, его уме и психике. Важнейшим
постулатом оккультизма и всех религий является учение о высшей и низшей природе
человека, или о его вечной душе и преходящей, временной личности, личине.
Необходимость их объединения проблематична – и не зря. Преждевременное стяжание
сил высшей природы в поле действия незрелой (не наигравшейся) низшей природы
порождает проблемы. Цветы зла – не пустой символ. Но если человек готов, тогда
–
1. АУМ. Нижеследующие наставления излагают Науку
Объединения.
2. Это Объединение, или Йога,
достигается через подчинение психической природы и обуздание активности читты,
или ума.
Йога не есть подчинение и обуздание, она достигается через них.
Если внимание недостаточно удерживается поверх подчинения и обуздания,
на самой цели (то есть объединении), они могут превратиться в увлекательную, но
бесконечную игру-ловушку. Когда баланс конкретного усилия и абстрактного
целеполагания соблюдён, личность насыщается душой всё более и наконец –
3. Когда ученик, или Йогин, совершает это объединение, он
узнает себя таким, каков он есть в Реальности.
До этого его пребывание
в Реальности составляло для него энигму, загадку, разрешения которой всё
настойчивее требовал от него эволюционный процесс. Поэтому раз за разом,
воплощение за воплощением, с непоколебимой настойчивостью –
4. Внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными разновидностями.
Внутренний человек – это «личный источник»
эволюции индивидуального человека, совокупность сил высшей природы. Душа
непоколебимо пребывает в Реальности, в атма-буддхи, однако эта реальность
«отравлена ложкой дёгтя» – проявлением, участием в обширнейшем планетарном
процессе. Искупая эту ложку дёгтя, выглядящую как три мира, три низших подплана
физического космического плана, внутренний человек делает своё блаженство зрелым
на уровне текущего цикла проявления – манвантары. Цветок каузального тела
созревает, храм Соломона выстраивается.
Форм этих – по числу низших миров – три:
физическое тело, астральное тело и ментальное тело. Ментальная форма (ум) из
них – для наших целей важнейшая и исходная, поэтому необходимо определить её
активные разновидности (вритти) в первую очередь:
5. Существует пять разновидностей состояния ума, они
привязаны к удовольствию и страданию; они бывают болезненные или не
болезненные.
Несмотря на свою первостепенную важность, ум человека обычно привязан к
реакциям более низкого астрального тела по той простой причине, что это «тело
желаний» в определённом смысле более древнего происхождения, более автоматично,
более подсознательно, оно, в отличие от физического и ментального тел,
достаточно целостно (отметьте это). Астральное тело до поры до времени быстрее
реагирует на внешние и внутренние явления, причём реагирует очень просто: + или
– , удовольствие или страдание. А ум обслуживает эти реакции, питая их
жизненность, или функционирование, (при дефиците внешних раздражителей) своими
активными видоизменениями. И –
6. Эти разновидности
(виды активности) ума следующие: правильное
знание, неправильное знание, фантазия, пассивность (сон) и память.
Высшим видом «низшей» умственной деятельности
является правильное знание, или здравомыслие. Любопытно, что критерий
правильности-неправильности не приводится, но легко предположить что это
совокупная практика, опытность в «попадании» плюс открытость ума. Итак,
7. Основой правильного знания является правильное восприятие, правильное умозаключение и правильная
передача воспринятого (или точное ви/дение).
Правильное восприятие умом подразумевает наличие достаточно
полного словаря жизни; для этого требуется немалый опыт, который
заполняет память символами вещей и событий. Без последующего элемента это
знание доступно и идиоту. Правильное умозаключение (следующая ступень, или
элемент) – это умение грамотно – по правилам совместимости, последовательности
и т.п. – складывать в своём уме эти элементарные образы в единую картину,
достаточную для понимания. Последнего мало для правильного выражения,
или передачи воспринятого, которая даётся усердной практикой.
Впрочем, любителей формального подхода, «легко» преодолевающих эти
«банальности», следующая сутра сражает наповал:
8. Неправильное знание основывается на восприятии формы, а
не на восприятии состояния бытия.
Если указанный акцент (весьма абстрактный) систематически упускается в
вашем восприятии жизни, то вы успешно разделяете средний уровень мышления
человечества. Это всего лишь акцент, но он требует внесения в мышление абстрактного,
а это, увы, не делается быстро. Однако начинать тренироваться можно прямо
сейчас, раз за разом открывая всё новое (для себя) звучание этих сутр.
Поддержание строгости формального подхода наряду с постоянным развитием,
обострением восприятия состояния бытия позволяет избежать вольностей фантазии.
Фантазии в эзотерике – обширная тема, и увлекающимся авторам многочисленных
концепций, схем и интерпретаций можно посоветовать углублённо медитировать над
тем, что –
9. Фантазия основана на образах, не имеющих реального
существования.
Реальное существование! состояние бытия! Как вам нравятся такие
абстракции? Но именно такой подход, расставляющий загадки, выраженный донельзя
стёртыми словами, развивает «духовное обоняние», чувство более высоких, чем ум,
критериев подлинности.
Формотворческая функция воображения активно используется в медитации,
однако там образ (или тема) указывается заранее.
Выключение пяти чувств приводит к пассивности. Сон, как и дыхание,
таинственно связан с действием Первого Луча Воли. Нечто выключает
функционирование пяти чувств – иногда постепенно, иногда сразу. Итак,
10. Пассивность (сон) основывается
на неподвижном состоянии вритти (или на невосприятии чувств).
Развитая память является отличительным качеством человеческого царства,
базой данных и основой для дальнейшего познания. «Память правит» в нашей жизни
самым настоящим образом. Таким образом,
11. Память – это удерживание того, что было познано.
Следующие несколько сутр описывают два главных метода йоги, которые в
дальнейшем детализируются, но по сути своей являются очень простыми и, как всегда,
очень сложными в практике:
ГЛАВНЫЕ МЕТОДЫ
12. Контроль над этими разновидностями внутреннего органа, или ума, достигается через
неустанное усилие и развитие непривязанности.
Методы являют собой два полюса воли – положительный (усилие) и
отрицательный (непривязанность к достигнутому). В приложении к уму это
постоянная бдительность в отношении вышеперечисленных вритти ума, постоянная
попытка быть шире их, усилие добавлять к ним, к их конечности более высокое,
бесконечное измерение:
13. Неустанное усилие – это постоянное стремление сдерживать видоизменения ума.
Важно, что здесь отмечается только ум.
Приложение усилия к другим телам ретроградно. К астральному телу
прилагается не усилие, а отрицательный аспект воли – непривязанность.
Физическое (вместе с эфирным) при таком, правильном подходе – просто автомат.
(Осознание вритти пассивности достигается
легче, поскольку восприятие мозга и физических чувств отсутствует. Оно подобно
прорыву, причем само усилие (намерение) делается и накапливается в бодрствующем
состоянии.)
Ключевое слово для усилия – «цель», или вопрос
«зачем?»:
14. Когда цель, которая должна быть
достигнута, признается
достаточно ценной и усилия к ее достижению предпринимаются настойчиво, без перерывов, тогда устойчивость ума (сдерживание
вритти) обеспечивается.
Усилие характерно как для чёрного мага, так и для белого. Но последнего
характеризует стремление к абсолютной непривязанности, тогда как первый очень
прочно ограничивает себя тремя мирами, поскольку «злодейство и гений
несовместимы». Гений – душа – не пускает дальше, пока дары трёх миров не
оставлены у входа. Следующая формулировка и проводит грань между обоими типами
стремящихся:
15. Непривязанность – это свобода от стремления ко всем
объектам желаний, как к земным, так и религиозным, как в нынешней жизни, так и
после смерти.
В итоге достигается цель:
16. Результатом достигнутой
непривязанности является точное знание Духовного человека, когда
он свободен от качеств, или гун.
Это не самая внятная формулировка Сутры 16. Вот два других,
уточняющих, варианта: 1) Когда индивидуум достиг полного понимания своей
истинной сути, или Пуруши, он больше не будет поддаваться отвлекающему влиянию
гун, как изнутри, так и снаружи. 2) Непривязанность становится
наивысшей, когда благодаря постижению Пуруши, исчезает влечение к гунам.
Движение посредством волевого аспекта в виде Усилия
и Непривязанности требует Распознавания, Различения, непрерывно обслуживающего
расширяющееся Видение. Поэтому следующим большим разделом учения является –
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
17. Осознание объекта достигается
сосредоточением на его четверичной природе:
на форме – через исследование; на качестве (или гуне) – через
различающее соучастие; на цели – через вдохновение (или блаженство); на Душе – через отождествление.
Таково самое общее описание процесса познания, и эта
сутра – одна из наиболее цитируемых и технических. К ней следует возвращаться
вновь и вновь, применяя её как можно чаще. Какова форма явления? Каково его
качество (сочетание гун)? Какова цель, или ЗАЧЕМ это? Каково место этого в
схеме вещей, каков его вневременной источник? И так ко всем вещам и всем людям
и группам. Вот истинная внутренняя практика.
Следующая сутра развеивает миф о недостижимости
Самадхи. Оказывается типов самадхи много и первый из них не так уже далёк от
нашего физического мира и часто достигается любым полностью сосредоточенным
нас воем деле человеком.
18. Последующая стадия, называемая
Самадхи, достигается, когда в результате
однонаправленной концентрации мысли успокаивается всякая внешняя активность. На этой стадии читта отзывается
только на субъективные впечатления.
Почему важно
успокоение внешней активности ума? Потому что за ним стоит получение более
тонких, субъективных впечатлений. И тем не менее,
19.
Эта начальная стадия Самадхи не выводит за пределы феноменального мира;
она не выводит за пределы влияния Богов, отвечающих за миры конкретного.
В сущности Сутры 17-19 дают описание правильного
научного подхода к изучению любых явлений в трёх мирах, а также и вопроса о
душе.
Важно, впрочем, отметить, что люди живут много
воплощений, и йогины (сиречь истинные ученые) бывают как начинающие, так
и продолжающие давно начатую практику познания. Начинающим приходится
немало покрутиться в диапазоне Сутр 17-19. О продолжающих говорится в Сутре 20:
20. Другие Йогины достигают Самадхи и
приходят к распознаванию чистого Духа благодаря Вере, через которую овладевают
энергией, памятью, медитацией и правильным восприятием.
Вера здесь – это просто твёрдое
знание вопросов, которые усвоены в прошлых жизнях, или прошлых опытах, и
познание которых уже не надо растягивать во времени (проводить по стадиям сутр
17-19). Например, это знание о том, что смерти нет. Познание таких вещей
состоит просто во вхождении в нужное самадхи, которое подтягивает энергию,
разворачивает анналы памяти, вводит в медитативное (рабочее) состояние и
гарантирует дальнейшее правильное восприятие.
21. Достижение этой
стадии (Духовного сознания) бывает быстрым для тех, чья воля интенсивно
оживлена.
Как уже выяснялось в Сутрах
12-14, усилие есть необходимый компонент контроля активности ума. Источником же
непрекращающегося усилия является воля… Все эти банальные формулы
(сосредоточение на усилии; сосредоточение на источнике усилий; что есть воля?)
на самом деле служат исходными мыслями для медитаций, ведущих к мощным
практикам и реальному накоплению энергии.
Однако лучевые типы людей
многочисленны, и важно не прыгать через свою природу, не ломать её, а
определиться и иметь в виду, что –
22. Применяющие волю
также различаются, поскольку
ее применение может быть интенсивным, умеренным или слабым. Кроме того, для
достижения истинного Духовного сознания существует ещё один путь.
И этот еще один путь следующий:
23. Через беззаветную преданность Ишваре
обретается знание Ишвары.
Этот путь
является вневременным, парадоксальным, мистическим и всё же наивысшим и самым
прямым. Определимся,
ЧТО ЕСТЬ
ВЫСШЕЕ?
24. Ишвара – это Душа, незатронутая ограничениями,
свободная от Кармы и желания.
25. В Ишваре, Гурудэве, зародыш всеведения
расширяется до бесконечности.
26. Ишвара, Гурудэва, не
ограничен временными условиями и является Учителем изначальных Владык.
Здесь каждое слово на вес золота и объект для
абстрактнейших медитаций. Перечислим указанные признаки души:
-
отсутствие ограничений
-
свобода
-
всеведение
-
бесконечность
-
вневременность
В случае человека изначальными Владыками можно
считать лунных Владык трех низших тел – физического, астрального и ментального.
27. Слово Ишвары – это АУМ (или ОМ). Оно называется Пранава.
28. Через произнесение Слова и
размышление над его смыслом обретается Путь.
Произнесение Слова – это неустанное усилие совпадать
с вибрацией души (насколько она понимается). «Что бы на моем месте сделал
Иисус?» - таким вопросом без конца задаются истово верующие. Именно –
29. От этого приходит осознание «Я»
(Души) и устранение всех препятствий.
Таков четвёртый
путь, путь подлинной религиозности, путь Богослужения.
ПОДХОДЫ К ПРАКТИКЕ
В сущности, дальше идёт скучная часть. Можно
вдохновенно владеть теорией и блестяще излагать её, но при попытке реальной
практики быстро выясняются очень земные вещи, а именно, что –
30. Препятствиями познанию Души являются:
телесное расстройство, умственная инерция,
неправильная постановка вопросов, беспечность, лень, отсутствие бесстрастия,
ошибочное восприятие, неспособность сосредоточиться, неудача в
удерживании медитативного состояния.
Следствия, или откат, от попыток практики выглядит
как –
31. Страдание,
отчаяние, неуместная активность тела и неправильное направление (или контроль) жизненных потоков; они появляются как результаты наличия
препятствий в низшей психической природе.
Элементарное сосредоточение на природе души
может подарить вам весь этот букет. Правильное восприятие всех этих
«удовольствий» выглядит так: всё это очень хорошо и указывает на то, что вы на
верном пути. Требуется накапливать энергию. Накопление энергии выглядит не как
мистическое надувание щек, а накопление удач и построение системы удач,
при которой любой результат, даже отрицательный, считается полезным опытом. Пригождается
всё.
32. Для преодоления
препятствий и того, что им сопутствует, требуется интенсивное применение воли к одному из аспектов
Истины (или принципу).
Данное интенсивное применение усилия-воли не связано
с волевыми типами, перечисленных в Сутре 22. Это просто воля-не-отступать,
которая не связана со скоростью.
Далее, в Сутрах 33-39 перечисляются 7 методов, или
аспектов истины, или принципиальных подходов к преодолению препятствий, а,
следовательно, и к успокоению читты. Вопрос о том, можно ли эти методы
практиковать одновременно, или же строго по отдельности, является чисто
практическим, индивидуальным и зависит от широты натуры.
Ещё раз можно подчеркнуть, что все эти методы могут
стать увлекательной самоцелью, и тогда жизнь может безжалостно указать тебе на
то, что ты заигрался.
Итак, во-первых,
33. Спокойствия читты (или материи ума)
можно добиться, практикуя сочувствие,
заботливость, настойчивость в достижении цели, а также бесстрастие к
удовольствию и страданию (или по отношению ко всем формам добра и зла).
Мягкость к другим + настойчивость в достижении цели + жёсткость к
себе в отношении зацикливания на удовольствиях и страданиях – в жизни эти
строки прописываются кровью целых воплощений. Тренировка в этом доступна
любому, совершенствование в этом бесконечно.
Во-вторых,
34. Спокойствия читты достигают также регулированием праны,
или жизненного дыхания.
Регулирование праны осуществляется медитативно в обязательном контакте с
внутренним Учителем – душой. Тогда обеспечивается интуитивный контроль меры.
В противном случае лучше пропустить этот пункт.
Далее, в третьих,
35. Ум можно тренировать в устойчивости с помощью тех видов сосредоточения, которые связаны с
восприятием через органы чувств.
Привычное поле пяти чувственных восприятий
превращается в набор объектов для медитации, являющихся вратами в
сверхчувственные области, к аналогам чувств на более высоких планах бытия.
Общедоступно.
В-четвертых,
36. Через медитацию на Свет и на Сияние
можно обрести знание Духа и тем самым достичь спокойствия.
Данный метод раскрывается в ходе практики. Нужно пробовать, и тогда
возможно индивидуальное раскрытие. Возможно, это эффективнее в групповом
варианте. Предварительно желательно правильное понимание того, что такое Свет и
Сияние, и тут пригодится обычная часть Теории Познания (Сутры 17-19).
Продвинутое понимание, устремляющееся в бесконечность, вырабатывается самой
медитацией.
В-пятых, естественно,
37. Читта стабилизируется и становится свободной от иллюзии,
по мере того как низшая природа очищается и ей более не потворствуют.
Неизбежны ли рецидивы? В относительном безвременьи души цикл рецидива и
сокрушения по этому поводу краток и несущественен, однако для индивидуума цена
может оказаться слишком высока. И всё же, Божьи мельницы мелят медленно, но
неустанно.
В-шестых,
38. Спокойствия (устойчивости читты) можно достичь через
медитацию на знании, которое получают в сновидениях.
Огромное количество дури вокруг роли сновидений в человеческой жизни
наверчено, по-видимому, вокруг вполне реального ядра. Практика данного подхода
может быть опасна излишней астрализацией, но как компонент познания, сон не
может быть отброшен, тем более, что он несёт с собой настроения и ароматы нездешней
реальности, что очень важно для укрепления тонкости тонких тел в грубой и очень
скоростной физической жизни.
Наконец, в-седьмых,
39. Спокойствие также может быть достигнуто через
сосредоточение на том, что дороже всего сердцу.
Данная
формулировка акцентирует работу с астральным телом, с привязанностями. Можно
сказать, что здесь указывается непростая техника «глубинного проживания
желаний». Глубинно проживать анаконду, обвившую тебя, – с целью извлечь из неё
силу – действительно непросто. Может случиться и наоборот, что желание извлечет
из тебя силу. Данная техника связана со знаком Скорпиона.
Другие
формулировки передают эту мысль проще: «Спокойствие достигается через
сосредоточение на интересном». Однако, подлинное искусство жизни заключается в том,
чтобы делать интересными любые вещи. Можно считать это утверждение
скрытым подтекстом и продвинутым вариантом данной Сутры. Для начала же важно
находить, а потом вновь и вновь направлять внимание на интересное. Впрочем,
встаёт вопрос, что такое интересное и чем оно отличается от соблазнительного…
Так, когда обретён
контроль над читтой, начинается –
ПРАКТИКА ПОЗНАНИЯ, и
40. сознание Йогина расширяется от бесконечно малого до
бесконечно большого, от анну (атома, или частицы) до Атмы (или Духа) его знание
становится совершенным.
Каким образом оно становится совершенным? Дело в том, что –
41. У того, чьи вритти (разновидности субстанции ума)
полностью контролируются, возможно состояние отождествления и сходства с тем,
что осознается. Познающий, знание и поле познания становятся едины, подобно
тому как кристалл вбирает в себя цвета того, что отражается в нем.
Познание возможно с помощью ума, –
42. Если слово, идея (или смысл) и объект воспринимаются как
одно целое; такое ментальное состояние называется рассудочным пониманием.
Познание возможно с помощью только интуиции. При этом –
43. Восприятия без рассудочного понимания добиваются, когда память перестает удерживать контроль,
слово и объект трансцендированы и присутствует только идея.
Отметим, что память уже не нужна. Так, когда иностранный язык
достаточно прочувствован, ощущается только его поле и слова интуитивно
правильно складываются в верно звучащие фразы.
Аналогичный два подхода и их комбинация возможны и в познании тонких
миров:
44. Те же два способа сосредоточения, с участием и без
участия рассудочной активности ума, могут быть также применены и к тонким
вещам.
Таким образом,
45. Грубое приводит к тонкому, а тонкое по восходящим
ступеням приводит к состоянию чистого Духовного бытия, называемому Прадхана.
46. Все это составляет медитацию с
семенем.
Или правильную
жизнедеятельность. По исчерпании Кармы происходит отрыв от активности трёх
миров. Тогда остаётся лишь интуитивное познание.
ИНОЕ
При опоре на одну только
интуицию,
47. Когда это сверхсозерцательное
состояние достигнуто,
Йогин добивается чистого Духовного осознания благодаря уравновешенному
спокойствию читты (или умственной материи).
Пребывая, или действуя так,
48. Его восприятие
теперь безошибочно точное (или ум его открывает только Истину).
Открываются совершенно новые области Вселенной, так
как –
49. Это особое восприятие уникально и
открывает то, что рациональный ум (используя доказательства, рассуждения и
выводы) не может открыть.
Следующая сутра говорит о наличии качественного
отличия такого состояния бытия, характеризуемого словом «отождествлённость»:
50. Оно враждебно ко всем другим
восприятиям, или, говоря другими словами, вытесняет их.
Ещё один рывок приводит к
непостижимому, трансцендентному состоянию, для которого у нас нет внятной
терминологии:
ПОЛНАЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
51. Когда сдержано
(или вытеснено) даже само состояние восприятия, тогда достигается чистое
Самадхи.