Михаил Свечников

Пуантилистская традиция Живой Эзотерики [1]

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Вопрос заключается в недооценке того громадного материала, который человек пропускает через сознание за свою жизнь. Недооценка – это наваждение, шоры на глаза и причина самоуничижения.

Критерий усвоения материала выглядит очень просто: работал человек в данной точке Общей Работы или только читал (слыхал, говорил) о ней? Работа имеет выходом результат, продукт, или не слишком выразимый явно, но опыт.

Итак, без сомнения, те или иные точки опыта в самых разных сферах жизни каждый человек нарабатывает. И то, что умеет, обычно не ценит. Хорошо там, где нас нет.

Но вся эзотерическая традиция говорит об обратном: хорошо там, где мы ЕСТЬ. Это ЕСТЬ выражается в осознанной опоре на свои точки опыта.

Пригождается всё. Прежде всего это относится к точкам опыта.

Даже если осознание этих точек отсутствует, фактически человек живет и движется и существует именно ими. При этом он может утверждать, что придерживается тех или иных взглядов, религий, концепций, идеологий. Это “придерживается” – по большей части фантазия. Реально придерживается человек того, что им прожито и что он умеет, а не того, о чем болтает его поверхностный ум. Вернее оно его самого “придерживает”.

В этом смысле каждая человеческая жизнь представляет собой синтез различных – глубоко индивидуальных – опор. Эти опоры – истинное сокровище человека. Постоянное смещение сознания от того, что человек имеет, к тому, что он хочет иметь, – это трагедия. Мир становится выдуманным, а реальное истощается и уходит, не будучи насыщаемо вниманием.

Традиция в этом смысле – чей-то удачный синтез, опорные точки которого многократно брались за основу, изменялись, дополнялись. Экзотерическое (явное) послание основателей традиции – “делай как я”, пробуй, повторяй, учись, нарабатывай “мышцу делания”. Их эзотерическое (неявное) послание – “делай как ты”, то есть твори. Любой человек сознательно или бессознательно следует обоим заветам. И если та или иная традиция действительно подходит человеку, его оснащению и предназначению как основа, то он повторяет ее, обогащает ее и углубляет ее – делая ее своей.

Социум является совокупностью структур, прошедших проверку временем. Поэтому он относительно беден в сравнении со множеством методов и путей, предлагаемой областью, которая работает даже не на завтрашний, а на послезавтрашний день – эзотерикой. Эзотерика чрезвычайно насыщена разными традициями, но все они не слишком массовые, становясь, в лучшей случае, различными хобби для различных социумных групп. Коренная ошибка здесь – попытка закристаллизовать для себя ту или иную традицию, вечно выясняя “а как надо?” Другая крайность – полное революционизирование и отсебятина с настаиванием на “делай как я” и давлением “что, слабо?”. Подход в области эзотерики – как и в любой другой сфере жизни – должен быть живым.

Живой эзотерику делает ее пользователь – сам человек.

В рамках вечно существующей Эзотерической Школы есть множество способов и школ, с помощью которых человечество неуклонно “восползает” к свету (принцип исторического оптимизма).

Эти способами (подходами, школами) надо пользоваться. Человек – “юзер”, а не “винтик”. То есть не человек для школы (конторы), а школа (система) для человека.

Слово “восползает” отражает тезис: “Всё медленно”.

Живая эзотерика занимается поиском и использованием в той или иной мере всех серьезных систем саморазвития (эзотерических, психологических, религиозных, философских,…). Слово “серьезный” в данном контексте требует отдельного раскрытия.

Все системы – это более или менее адекватное отражение (кем-то) запросов групп людей. Человеку может подходить (для развития) одна система, а может быть ему нужно (полезно) использовать и несколько систем. Все системы взаимопересекаются, но и имеют свои “изюминки” - базовые идеи и акценты.

Пользование системой должно быть дружеским, творческим, прагматичным.

Наработки в рамках тех или иных систем могут быть отправными точками для собственного осознанного синтеза на основе Принципа: “пригождаются все позитивные опыты”. Синтез же выглядит просто как пользование в нужный момент тем или иным подходящим навыком или их подходящим набором. Эти точки умений создают со временем полную личную систему для данного живого человека.

Примеры систем: йога, различные религиозные системы, язычество, школы психологии и философии.

Различные Системы являются “Входами” в Общее планетарное и космическое Целое, точками контактами с Ним, и “Выходами” из собственного мирка (истерзанного кризисами).

Живая эзотерика является системой малых откровений, исповедует антиглобализм (не любит глобальных проектов вроде “спасения мира”), накапливает удачи, анализирует сонм мирских и духовных наваждений и полагает жизнь каждого человека достаточным основанием для его личного продвижения.

Она видит новые идеи (малые откровения) как “хорошо забытое старое” (так как нет ничего нового под Луной), как актуальный акцент давно известного, новый ракурс и разворот уже имеющейся информации, неожиданные связи и параллели всего на свете. И всё на свете видит материалом для (эзотерического) размышления. Не претендуя на большие откровения (прерогативу великих и выдающихся), она обнадеживает каждого человека перспективой выработки своего видения, своих принципов и своего кодекса чести.

Резюмируем:

Точки опыта есть всегда, в любой жизни. Их – достаточно. Синтез этих точек удачен далеко не всегда, но именно его живое, постоянное осуществление является жизненной целью. Главная помеха этому синтезу – недооценка своего живого опыта, рассеянного в точках касания нашей жизни и большей Жизни всего человечества и Планеты [2].

 

Примечания:

[1] Пуантилизм – направление в живописи, формирование картины из разноцветных точек. Автор не является поклонником творчества пуантилистов, но в жизни склонен “доходить до точки”, выясняя опоры любой ситуации с необходимой степенью точности.

[2] Как узнать, возник опыт в точке касания или нет? Во всяком случае, это узнавание не умом, конечно, а применением этого опыта на практике, причем вновь и вновь. Приведу аналогию: бывает, сварка схватывается, а бывает, что нет. Схватилось – возник опыт, не схватилось – проехали, начинай сначала. Можно, конечно, проверять и глубину, прочность сварки, то есть то, что возникло в результате касания: что это? намек на опыт (что тоже неплохо и обнадеживает до поры до времени), или все же надежное соединение с тканью Жизни, “канал”?

20.10.2003

Хостинг от uCoz