1,2,3 |
Публикации Живая Эзотерика Михаил Свечников, Россия Задача Образования
|
|
Rex уже не просит извинения за нестандартное оформление статьи ввиду временного отсутствия техсредств. Нет ничего более постоянного, чем временное. |
Человек должен
уметь читать, писать и
плавать. С поправкой на современность указанная в эпиграфе поговорка выражает основную задачу Образования: научить читать, считать и писать. Именно в указанном порядке идет прогресс формирования человечного образа, его правильного оснащения. Именно в указанном порядке происходит ментализация человека, овладение им способностями ума. Рассмотрим эти три понятия в самом широком смысле. Так или иначе человек воспринимает мир, то есть читает Книгу Бытия. Так или иначе ему приходится просчитывать варианты своего взаимодействия с миром. Так или иначе он действует в этом мире, оставляя записи на страницах Книги Бытия. Все это соответствует классической схеме черного ящика: вход в ящик, сам ящик, выход. В чем главная проблема чтения, то есть восприятия? В навязывании стереотипов восприятия. Это проблема детства. В чем главная проблем счета-учета? В потере связи с реальной ситуацией, в отрыве от видения ее ресурса (например, терпения или внимания) и запроса-требования, или интереса, иными словами в отсутствии обратной связи. Это проблема взрослых. В чем главная проблема действия? В недостаточной проработке двух предыдущих стадий. По этой причине действие обычно бывает кривым. Это проблема незрелости. Проиллюстрируем. Ребенок “читает” некую ситуацию и формулирует вопрос. Если ему незамедлительно сообщается извне некий ответ, то возникает прецедент “бесплатного сыра”. Правильно было бы вернуть вопрос ребенку и помочь ему исследовать вопрос самостоятельно. Но ресурса среды на это, как правило, не хватает; она “спасается” штампами. Далее. Взрослый человек, в среднем, постоянно забывает в процессе общения а) то, с чего он начал и б) не утерян ли интерес окружающих. При этом вопросы “интересно ли вам?” или “понимаете ли вы?” являются примитивнейшим средством контроля. Зондаж обратной связи и грамотное возбуждение интереса – дело тонкое и важнейшее. С другой стороны, в аспекте самосовершенствования, помощь сохранению обратной связи выглядит как все более сжатое и “прострельное” [1] выражение того, что видится необходимым сообщить.Набитый штампами и непривычный к паузам вызревания, лишенный навыка отслеживания обратной связи, куда и как пойдешь ты, человек-глухарь? Во-первых, стандартно, во-вторых, с множеством идиотских проколов на ровном месте. КПД такого “деятеля” может быть лишь минимальным, а скорее, отрицательным. “И будет вам плач, геена огненная и скрежет зубовный”. Рассмотрим теперь более узкий процесс ментализации. Признак перехода человека от чувств к уму – это обычно чтение “умных” книжек. Как правильно при этом построить себе “ментальную школу”? Перечитывать [2] не спеша, опираясь на то, что понято, и не залипая на том, что не понято или пока “нейдет в ум”. Это раз.Задавать себе время от времени вопрос “зачем мне все это нужно?”, так как если не удается вовремя связывать воспринимаемое с тем, что уже есть в тебе, возникают неприятные разрывы и зависания “в пустоте”. То есть налаживать обратную связь с тем внутренним ментальным населением, которое уже в тебе есть. Это два. Вторая часть – самая болезненная, поскольку приходится порой что-то заменять, выкидывать, или даже пересматривать систему взглядов на что-либо [3].Третья часть ментального образования – письмо – выглядит как написание текстов или же правильная речь. Склонность к монологу и графомании говорит о не проработанности предыдущих стадий – чтения и расчета. В этом смысле “пыньканье”, пожалуй, даже лучше, так как здесь нужно всего лишь учиться, а не переучиваться. Последнее, как известно, более затратно. Впрочем, было бы желание меняться .Подфазой умения писать можно считать многочисленные тексты-пробы, извергаемые на форумах в Интернете; это – за малым числом исключений – междометия, цитаты, “слепыши”, не созревшие до Продукта. Блаженны те, кто тренируется в этой фазе; несчастны те, кто навеки в ней застревает.В отношении построения ПЧО (правильных человеческих отношений) этот тройственный процесс тоже просматривается легко: чтение текущей ситуации в отношениях (что имеем и чего хотим?), просчет ситуации на те или иные шаги (моделирование на основе имеющегося опыта) или коррекции в установках, действие (внутреннее и внешнее). Внешнее действие обычно бывает следствием внутренних решений. То есть внешнее проявление отношений (список событий) является лишь вершиной айсберга продумывания-прочувствования этих отношений каждым из их участников Отношений. Каждый из них так или иначе, сознательно или нет, прочитывает то, что есть, просчитывает варианты и принимает решения (или создает установки, то есть внутренне действует ) [4].Акцентирование второй стадии просчета-моделирования дает запуганному необходимостью правильности ответа ученику право на ошибку. Но опять-таки – ни родителю, ни учителю, ни “духовному наставнику” обычно некогда (точнее, не хватает ресурсов) возиться с еще незрелым умением считать, находящимся в процессе становления. Сказанное подводит автора к следующему утверждению (несколько корректирующему исходный тезис): задачей образования не является научить человека писать – писать в широком смысле. Его письмо в Книгу Жизни будет осуществлять только им самим – это его суверенное право – на основе его умений читать и считать, сформированных его предыдущим опытом, и свободы выбора [5]. Но вот натренировать человека читать и считать – в самом широком смысле Образование обязано. А также оно обязано не корежить штампами индивидуальную способность образовываемого самовыражаться, но смиренно пенять на свое неумение научить первым двум стадиям – чтению и счету [6].Примечания : [1] “Тост должен быть кратким, как выстрел! а то времени на отдых не останется…” – говорил один генерал из известного фильма. Так, со временем, глядишь и до телепатии добредем. [2] Просмотр и первое чтение могут быть очень беглыми – при этом просто сканируются знакомые и незнакомые блоки мыслей и общее ощущение от книги. Но это не всем доступно. Тогда и читать надо не торопясь – то, что советуют люди, мнению которых доверяешь. [3] Например, выкидывать иллюзию того, что “духовные” люди непременно должны жить в мире и согласии. Как факт – не живут. Стало быть, либо они не духовные, либо не должны. Или так: у каждого незаурядного (“духовного”) человека есть свой уникальный проект, свой шесток. Конфликты возникают из-за взаимодействий “шестков”. Суть конфликта – взаимодействие; эмоциональная же начинка обеспечивается последователями (которые “всё портят”) и срывами самих лидеров (работающих, как правило, в большом напряжении). [4] “Уж если я чего решил, то выпью обязательно”. [5] Свобода выбора означает, что при всех наивершейших расчетах я имею право поступить как-то иначе. Иногда руководствуясь каким-то высшим порывом, а иногда и низшим. Решение – это всегда мистерия, и решающий – всегда один. [6] Особенно мило бывает, когда от учащегося требуют свободы самовыражения. Впрочем, то же бывает и в группах духовного раскрытия. Подсобрать чтение, потренировать расчет и моделирование, просмотр вариантов – а там и “песня польется рекой”! Тогда – без всякого требования правильного ответа – ответ будет правильным. май 2003
| Того же автора: Тема благодарности Тема компенсации Великая Коллизия Принцип Пространства Принцип позитивности мышления Принцип опоры на принципы Бумеранг по имени 11 сентября Совершенство и завершённость Три необходимых пространства Эзотерическая Школа 10 групп. Введение. Лучи России. Некоторые мысли Магия и Богослужение К вопросу о собственных лучах О медитации, визуализации... Об антиглобализме Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ Аналогия человека и Солнечной системы... Заметки о ситуативной психологии О восточной философии. Введение. Наука побеждать Демографическая проблема... ТЕМА ЛИДЕРА Тема исключительности 6 стадий ученичества ПЧО Доктрина Самодостаточности Наброски о Проектах О Вдохновении и Ответственности О концепции национальной идеи России Как читать Алису Бейли О кремации О Сознании Раскрытие и Развитие Риск-архитектура человечества Об аргументации Многообразие ПЧО О мысле-зернах Структура занятия группы Игра в ЛИДЕРА О насущных вопросах О карме О знании и мудрости Небольшой отчет о Полнолунии в Весах 2002 Образование как Проблема О работе психолога Искусство ругать себя Притча о блудной Славе Метафора Стрельца Два движения Вниамния Доктрина Живой Эзотерики Козерог: мистерия Результата О мыслителях Концепция внутренних движений Медитативное движение ума О помывке костей Иррациональность и Нарушение Ритмов Внесистемность Шага Апология Поверхностности Эфирный ветер Водолея О выборе Статуса Мировая скорбь как объект Рыбы: тренинг на мировых спасителей 10-параметрический анализ стандартного объекта 5-ступенчатое преддверие ПЧО Острие Внимания как Объект концентрации Избытое Сознания |