1,2,3

Публикации                                                 Живая Эзотерика

Михаил Свечников, Россия

                                    Задача Образования

 

Rex  уже не просит извинения за нестандартное оформление статьи ввиду временного отсутствия техсредств. Нет ничего более постоянного, чем временное.

Человек должен уметь читать, писать и плавать.
(Древняя поговорка).

С поправкой на современность указанная в эпиграфе поговорка выражает основную задачу Образования: научить читать, считать и писать. Именно в указанном порядке идет прогресс формирования человечного образа, его правильного оснащения. Именно в указанном порядке происходит ментализация человека, овладение им способностями ума.

Рассмотрим эти три понятия в самом широком смысле. Так или иначе человек воспринимает мир, то есть читает Книгу Бытия. Так или иначе ему приходится просчитывать варианты своего взаимодействия с миром. Так или иначе он действует в этом мире, оставляя записи на страницах Книги Бытия.

Все это соответствует классической схеме черного ящика: вход в ящик, сам ящик, выход.

В чем главная проблема чтения, то есть восприятия? В навязывании стереотипов восприятия. Это проблема детства.

В чем главная проблем счета-учета? В потере связи с реальной ситуацией, в отрыве от видения ее ресурса (например, терпения или внимания) и запроса-требования, или интереса, иными словами в отсутствии обратной связи. Это проблема взрослых.

В чем главная проблема действия? В недостаточной проработке двух предыдущих стадий. По этой причине действие обычно бывает кривым. Это проблема незрелости.

Проиллюстрируем. Ребенок “читает” некую ситуацию и формулирует вопрос. Если ему незамедлительно сообщается извне некий ответ, то возникает прецедент “бесплатного сыра”. Правильно было бы вернуть вопрос ребенку и помочь ему исследовать вопрос самостоятельно. Но ресурса среды на это, как правило, не хватает; она “спасается” штампами.

Далее. Взрослый человек, в среднем, постоянно забывает в процессе общения а) то, с чего он начал и б) не утерян ли интерес окружающих. При этом вопросы “интересно ли вам?” или “понимаете ли вы?” являются примитивнейшим средством контроля. Зондаж обратной связи и грамотное возбуждение интереса – дело тонкое и важнейшее. С другой стороны, в аспекте самосовершенствования, помощь сохранению обратной связи выглядит как все более сжатое и “прострельное” [1] выражение того, что видится необходимым сообщить.

Набитый штампами и непривычный к паузам вызревания, лишенный навыка отслеживания обратной связи, куда и как пойдешь ты, человек-глухарь? Во-первых, стандартно, во-вторых, с множеством идиотских проколов на ровном месте. КПД такого “деятеля” может быть лишь минимальным, а скорее, отрицательным. “И будет вам плач, геена огненная и скрежет зубовный”.

Рассмотрим теперь более узкий процесс ментализации. Признак перехода человека от чувств к уму – это обычно чтение “умных” книжек. Как правильно при этом построить себе “ментальную школу”?

Перечитывать [2] не спеша, опираясь на то, что понято, и не залипая на том, что не понято или пока “нейдет в ум”. Это раз.

Задавать себе время от времени вопрос “зачем мне все это нужно?”, так как если не удается вовремя связывать воспринимаемое с тем, что уже есть в тебе, возникают неприятные разрывы и зависания “в пустоте”. То есть налаживать обратную связь с тем внутренним ментальным населением, которое уже в тебе есть. Это два. Вторая часть – самая болезненная, поскольку приходится порой что-то заменять, выкидывать, или даже пересматривать систему взглядов на что-либо [3].

Третья часть ментального образования – письмо – выглядит как написание текстов или же правильная речь. Склонность к монологу и графомании говорит о не проработанности предыдущих стадий – чтения и расчета. В этом смысле “пыньканье”, пожалуй, даже лучше, так как здесь нужно всего лишь учиться, а не переучиваться. Последнее, как известно, более затратно. Впрочем, было бы желание меняться.

Подфазой умения писать можно считать многочисленные тексты-пробы, извергаемые на форумах в Интернете; это за малым числом исключений междометия, цитаты, слепыши, не созревшие до Продукта. Блаженны те, кто тренируется в этой фазе; несчастны те, кто навеки в ней застревает.

В отношении построения ПЧО (правильных человеческих отношений) этот тройственный процесс тоже просматривается легко: чтение текущей ситуации в отношениях (что имеем и чего хотим?), просчет ситуации на те или иные шаги (моделирование на основе имеющегося опыта) или коррекции в установках, действие (внутреннее и внешнее). Внешнее действие обычно бывает следствием внутренних решений. То есть внешнее проявление отношений (список событий) является лишь вершиной айсберга продумывания-прочувствования этих отношений каждым из их участников Отношений. Каждый из них так или иначе, сознательно или нет, прочитывает то, что есть, просчитывает варианты и принимает решения (или создает установки, то есть внутренне действует) [4].

Акцентирование второй стадии просчета-моделирования дает запуганному необходимостью правильности ответа ученику право на ошибку. Но опять-таки – ни родителю, ни учителю, ни “духовному наставнику” обычно некогда (точнее, не хватает ресурсов) возиться с еще незрелым умением считать, находящимся в процессе становления.

Сказанное подводит автора к следующему утверждению (несколько корректирующему исходный тезис): задачей образования не является научить человека писать – писать в широком смысле. Его письмо в Книгу Жизни будет осуществлять только им самим – это его суверенное право – на основе его умений читать и считать, сформированных его предыдущим опытом, и свободы выбора [5]. Но вот натренировать человека читать и считать – в самом широком смысле Образование обязано. А также оно обязано не корежить штампами индивидуальную способность образовываемого самовыражаться, но смиренно пенять на свое неумение научить первым двум стадиям – чтению и счету [6].

Примечания :

[1] “Тост должен быть кратким, как выстрел! а то времени на отдых не останется…” говорил один генерал из известного фильма. Так, со временем, глядишь и до телепатии добредем.

[2] Просмотр и первое чтение могут быть очень беглыми – при этом просто сканируются знакомые и незнакомые блоки мыслей и общее ощущение от книги. Но это не всем доступно. Тогда и читать надо не торопясь – то, что советуют люди, мнению которых доверяешь.

[3] Например, выкидывать иллюзию того, что “духовные” люди непременно должны жить в мире и согласии. Как факт – не живут. Стало быть, либо они не духовные, либо не должны. Или так: у каждого незаурядного (“духовного”) человека есть свой уникальный проект, свой шесток. Конфликты возникают из-за взаимодействий “шестков”. Суть конфликта – взаимодействие; эмоциональная же начинка обеспечивается последователями (которые “всё портят”) и срывами самих лидеров (работающих, как правило, в большом напряжении).

[4] “Уж если я чего решил, то выпью обязательно”.

[5] Свобода выбора означает, что при всех наивершейших расчетах я имею право поступить как-то иначе. Иногда руководствуясь каким-то высшим порывом, а иногда и низшим. Решение – это всегда мистерия, и решающий – всегда один.

[6] Особенно мило бывает, когда от учащегося требуют свободы самовыражения. Впрочем, то же бывает и в группах духовного раскрытия. Подсобрать чтение, потренировать расчет и моделирование, просмотр вариантов – а там и “песня польется рекой”! Тогда – без всякого требования правильного ответа – ответ будет правильным.

май 2003

 

 

Того же автора:

Тема благодарности

Тема компенсации

Великая Коллизия 

Принцип Пространства

Принцип позитивности мышления

Принцип опоры на принципы

Бумеранг по имени 11 сентября

Совершенство и завершённость

Три необходимых пространства

Эзотерическая Школа

10 групп. Введение.              

Лучи России. Некоторые мысли

Магия и Богослужение

К вопросу о собственных лучах     

О медитации, визуализации...        

Об антиглобализме

Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ

Аналогия человека и Солнечной системы...

Заметки о ситуативной психологии

О восточной философии. Введение.

Наука побеждать

Демографическая проблема...

ТЕМА ЛИДЕРА

Тема исключительности

6 стадий ученичества ПЧО

Доктрина Самодостаточности

Наброски о Проектах

О Вдохновении и Ответственности

О концепции национальной идеи России

Как читать Алису Бейли

О кремации

О Сознании

Раскрытие и Развитие

Риск-архитектура человечества

Об аргументации

Многообразие ПЧО

О мысле-зернах

Структура занятия группы

Игра в ЛИДЕРА

О насущных вопросах

О карме

О знании и мудрости

Небольшой отчет о Полнолунии в Весах 2002

Образование как Проблема

О работе психолога

Искусство ругать себя

Притча о блудной Славе

Метафора Стрельца

Два движения Вниамния

Доктрина Живой Эзотерики

Козерог: мистерия Результата

О мыслителях

Концепция внутренних движений

Медитативное движение ума

О помывке  костей

Иррациональность и Нарушение Ритмов

Внесистемность Шага

Апология Поверхностности

Эфирный ветер Водолея

О выборе Статуса

Мировая скорбь как объект

Рыбы: тренинг на мировых спасителей

10-параметрический анализ стандартного объекта

5-ступенчатое преддверие ПЧО

Острие Внимания как Объект концентрации

Избытое Сознания

 

 

Хостинг от uCoz