Михаил Свечников
Мышление как резонансная система
Собственно, речь идет о работе с текстами как полями энергии. То, что за каждым словом стоит энергия, думаю, не нужно доказывать. Энергия эта, конечно, не в значках на бумаге, но в том таинственном процессе, который возникает по ходу чтения.
Суть этого процесса – резонанс.
Резонанс возникает при совмещении механически поступающей из текста информации с живым полем сознания, которое имеет в себе на текущий момент определенные насущные проблемы и вопросы
.Задача мышления состоит в том, чтобы обеспечить условия для свободного протекания резонанса. Для этого механизм мышления не должен быть обусловлен содержанием сознания.
Тупая попытка “понять всё” в тексте, на самом деле, рассеивает наличный суммарный ресурс имеющейся у читателя силы. Цепляться нужно только за то, с чем резонирует сознание, сканирующее с помощью внимания данный текст. Тогда в тексте проявляются опорные точки, отталкиваясь от которых можно двигаться по тексту дальше или возвращаться назад, образуя петлевой узор просмотра информации.
При наличии опорных точек сознание в состоянии само достраивать, интерполировать промежуточную информацию. Это – основа скорочтения.
Многие тексты обладают далеко не линейной структурой, то есть имеют в себе не одну линию смысла. Поэтому, например, говорят, что каждый видит в Библии то, что хочет видеть. Это же относится ко всем “глубоким” текстам. Разница линий смысла обусловлена разными наборами резонансных точек различных сознаний (или различных состояний одного сознания, ведь недаром же говорят “читал как в первый раз”).
Мораль данной заметки следующая: не нужно стараться понять в тексте “всё”, нужно учиться выявлять резонирующие с вашим сознанием точки и строить на них своё понимание текста. Если такие точки не возникают, это просто свидетельство того, что в данный момент ваше сознание не пересекается с данным текстом. Это непересечение может быть обусловлено состоянием сознания (или количеством помех в нем) и его структурой (насущные вопросы сознания далеки от сфер, затрагиваемых в тексте).
Достаточно широкое сознание в состоянии резонировать практически с любым текстом, то есть отыскать в себе пути (не всегда прямые), соединяющие текст с насущными вопросами данного сознания.
Если хотя бы у двух человек возникло “зацепление” за свой набор резонансных точек, возникает предпосылка для обсуждения и дальнейшего взаимопонимания. При этом, если точки зацепления и их удаленность друг от друга не осознаются, может возникнуть “разговор двух (и более) глухих”.
Прямой поиск и осознание своих насущных проблем указывает на координаты “Я” человека, его центра тяжести на текущем плане существования, и готовит сознание к работе в рамках нашей (в высшей степени!) текстовой цивилизации.
Делание любого текста “своим”, проникновение в чужие боли, беды и предложения заключается в расширении (переключении) сознания с узкого диапазона “своих” проблем на восприятие более широкого спектра, на возбуждение иных смысловых узлов. Такой подход – столь необходимый (в частности, любому чиновнику) – основывается на том факте, что все проблемы являются модификациями одной-единственной Проблемы (или задачи Человека
), которая в разных системах мысли формулируется по-разному.Но этот шаг – второй, сначала не худо бы научиться оперировать “своим” материалом, заложить фундамент своего осознанного Бытия. Забивка сознания непрожитыми (то есть нерезонирующими в вас лично, в опыте вашего сознания) терминами (эзотерическими, научными и т.д.) делает личную ноту человека глухой и фальшивой и связана с тенденцией выдачи желаемого за действительное, с желанием покрасоваться.
Умение вычленять резонансные точки бытия (волнующие лично вас идеи) может вести к написанию новых осмысленных (не путать с графоманией!) текстов, развивающих потоки нынешней текстовой цивилизации
.Данная заметка навеяна (срезонирована) работами и идеями Николы Тесла.
13.10.2003