|
||||
Михаил
Свечников, г.Москва О медитации, визуализации
и
творческом
воображении |
||||
Комментарии на учение ААБ и Тибетца
Updated
|
Огромное количество идей, понятий, смыслов, символов, аналогий, рассыпанных в Учении Вневременной Мудрости, требует зачастую не просто ментального осмысления, но активного превращения их в живые образы. Причем образы эти должны становиться не формами для догматического навязывания их другим, а живыми каналами для притока новых впечатлений и установления связей в мире смысла. Легко сказать, трудно сделать. Чтобы такая работа пошла, нужен рабочий инструмент. Учение предлагает в качестве такового медитацию, основанную на визуализации и творческом воображении. Нет ли других путей? Как ни странно, других путей оживления Учения в каждом из нас лично не видно. Визуализация и творческое воображение неотъемлемое наследие каждого человека, но они часто не работают, поскольку никогда толком не использовались особенно в сфере духовных понятий. Этот застывший механизм следует отогреть и запустить. Исходной позицией для активной медитативной работы является собирание внимания на объекте медитации. По ходу медитации объект плавает, меняет очертания, соединяется с другими объектами. Исходная точка это, конечно, не сам объект, а наша мысль о нём. Поэтому исходный объект будем называть исходной мыслью, или мыслью-зерном. В чем польза чтения? В том, что мы загружаем наши ментальные закрома большим количеством таких зерен. Они еще не проросли для нас в мире смысла, но их способность к этому несомненна. Эти зерна условно (латентно) соединены в нас в условное (латентное) Единство полем нашего жизненного опыта, наших знаний, нашим устремлением и кто знает? вдохновением свыше. Для того, чтобы эти соединения и ощущение смыслового Единства стали живыми и объемными, им нужна питательная среда наше регулярное внимание, переходящее в визуализацию и творческое воображение. Поэтому, надо читать читать в широком смысле, интересоваться мировыми процессами внешними, размышлять и обсуждать процессы внутренние. Ибо, у кого много, тому и прибавится в медитации. Если процесс чтения Книги Жизни не дополняется процессом регулярного наполнения прочитанного смыслом посредством визуализации и творческого воображения тогда информация под давлением собственного веса начинает кристаллизоваться, прессоваться, и впитанные зародыши смысла образуют кристаллический мир ментальной тюрьмы. Можно хорошо ориентироваться и даже обжиться в этом кристаллическом, минеральном мире, но сеять посредством него разумное, доброе, вечное затруднительно. Итак, первая точка это собранное внимание. Вторая точка исходная мысль, абстрактное ядро, исходное впечатление об объекте, каким бы оно ни было вибрацией, картинкой, следом события... Вы перемещаете внимание на исходную мысль-зерно. Тем самым вы создаете во внутреннем пространстве точку напряжения, заряжаете его задачей. Какова ваша задача? Получить более полное впечатление по сравнению с первоначальным. Затем вы слегка отпускаете свое внимание, чтобы оно смогло заметить другие объекты, связанные с вашим. На интересующем нас уровне (групповой стадии, которая выше атомного этапа) все формы мира не самосущи (они живут не для себя), и именно их связи образуют то смысловое Единство, которое постепенно наполняет ваш внутренний мир по мере продвижения в медитации. Вы начинаете видеть связи, которые привносят групповой смысл в ваше впечатление об объекте. Но все же именно он в данный момент остается в центре вашего видения. Итак, вы сами прожектор внимания, центр исходная мысль, связи другие объекты (или исходные мысли). Такова схема внутреннего пространства медитации. Удержание этой схемы во всем богатстве исходного впечатления и является визуализацией. Движение внимания по этой схеме запускает со временем творческое воображение. Картина оживает. Всплывают другие объекты, видятся новые связи. Понимаются новые качества исходного объекта. Впечатление обогащается. Может ворваться озарение и качественно изменить все освещение картины. В чем состоит отрегулированность этого процесса? Если вы закрываете глаза, и яркие впечатления обрушиваются на вас бурным потоком, у вас проблемы с астральным, или реже с ментальным телом. Тогда медитация может быть противопоказана на долгое время, пока культивирование нормальной, здравомыслящей жизни не закроет эти, скорее всего, тупиковые каналы иллюзорных впечатлений. Если вы видите пустоту и тупо ждете, что непременно должно что-то произойти само, то это проблема ошибочной установки. Нужно шевелить то, что вы уже знаете об объекте, не спеша ходить вниманием туда-сюда. Если подытожить сказанное, то главное, пожалуй в следующем: медитативный процесс, имеющий целью получение новых впечатлений, подобен решению любой жизненной задачи. 1) Нужно собрать то, что есть, исходные данные, в исходный образ, в исходное впечатление; 2) Применить инструмент внимания и привлечь видимые связи, расшевелить пространство; 3) наконец, нужно собрать полученные блёстки-микроозарения в новый синтетический образ, или впечатление. Установка я не знаю ничего, а теперь благодаря воображению узнаю что-нибудь иллюзорна. У кого мало, у того отнимется, и вы выходите из медитации с чувством неудачи. Но это малое мало только потому, что ему не дается статус того, что есть. Когда же ваше исходное знание (каким бы малым оно ни было) о том, что есть, признано вами (несмотря на давление величия авторитетов) за нечто ценное, оно не уничтожается, но обогащается. Поэтому исходная мысль-зерно, собирание того, что есть, сама по себе требует подготовки и большого внимания.
Приложение. Некоторые исходные мысли-зерна: Человечество Душа Медитация Иерархия Вмещение Солнце Дух Земли Внимание Сознание Ашрам Группа Групповое сознание Законы души Проблемы Человечества Церковь и Религия Луч (один из семи) Восприятие Впечатление См. также Алиса А. Бейли Ученичество в Новом Веке, тт.1-2 11.01.2002 * * *
|
Того же автора: О медитации, визуализации и творческом воображении
|
||
|
||||