Живая Эзотерика                         Публикации   

                                                                                 Михаил Свечников, г.Москва

         Введение к курсу восточной философии 

                              для психологов

Главная страница

Тема дня

Публикации

Комментарии на учение ААБ и Тибетца

Десять Групп

Мантрамы

Первоисточники

Любимые цитаты

Книги, фильмы, авторы

 

Форум

Гостевая книга

Links

Updated

 

1. Географически под Востоком (откуда восходит солнце) обычно подразумевается ряд азиатских и африканских стран. Обыденное мышление приписывает им определенную культурно-историческую общность плюс некий флёр таинственности и глубокой древности. Можно сказать, что Востоку присущ подход к жизни, принципиально отличный от подхода Запада.

2. Слово “философия” этимологически переводят как любовь к мудрости. Отметим это. Почему не любовь к знанию? Чем мудрость отличается от знания? Что присуще мудрости в отличие от аппарата познания – мышления? Некое видение и созерцательное постижение на основе большого опыта… в противовес последовательному рассуждению логики? И все же огромная часть современной философии посвящена именно мышлению и его логической составляющей, работающим на основе увиденных мудростью постулатов бытия. Поэтому можно сказать, что философия – это во многом наука о мышлении.

2.1. Точно так же и психология пока, возможно, “не доросла” до своего этимологического предназначения. Психэ – душа, понимается сейчас как внутренний мир человека, но является ли весь внутренний мир человека его душой? Не упускаем ли мы как психологи – за бурными перипетиями умственных и эмоциональных процессов – мира иного, (несправедливо?) отдавая его религиозному толкованию?

2.2 Тесные отношения восточной философии с религиозным мироощущением – отдельная большая тема. Религия стремится к целостному восприятию мира, во многом через высокое чувство плюс откровение интуитивного или духовного порядка, обретшее власть над чувствами верующих. Не к тому же ли стремится философия, задействуя аппарат мышления, логики? Восточная философия зачастую официально добавляет ссылку на авторитетное свидетельство к работе ума – там, где ум вроде бы бессилен.

3. Считается, что существует восточный тип мышления, отличный от западного. Веками они противопоставлялись друг другу. “Восток есть Восток, Запад есть Запад”. Широко обобщая, можно сказать, что Востоку присуща опора на прошлое, на традиции, в то время как Запад рассчитывает на свои силы, на то, что есть сейчас, то есть на настоящее. Связав таким образом, эти обширные понятия – Восток и Запад – со временем, мы видим незаполненной еще одну временную нишу – будущее.

4. Рассмотрим подробнее признаки, относящиеся к Востоку и его “противоположности”.

Восток                                            Запад

Предопределенность                    “Свобода” 

Иерархичность, кастовость          “Равенство” 

Индивидуум                                   Команда, группа

Статичность                                   Динамизм

Гармония                                        Рациональность

Прошлое                                          Настоящее

Авторитарность                              Демократия

Традиции                                         Поиск нового

…

(кавычки указывают на не до конца реализованные качества)

4.1 Можно отметить диалектичность такого сопоставления. Во многом налицо отрицание настоящим прошлого. И что же нам сулит будущее согласно диалектике? Чем явится отрицание этого отрицания? Станет ли оно вбиранием и западного, и восточного в нечто новое, их синтезом, создающим будущее? Не зависит ли от этого будущее вообще? И это в наше бурное время совсем не праздный вопрос.

4.2 Не отворачиваясь, практически смотреть на Восток, на его проблемы, которые едва ли возможно понять, не вникнув в его наследие, – не этого ли требует от нас возникающее на глазах будущее?

5. Является ли прошлое тем, что прошло? Времена меняются, и сейчас акцент стоит на западной модели развития, однако восточный мир и грубо, и тонко проникает и пронизывает весь западный мир и всю нашу современную жизнь, требуя усвоить невыученные уроки этого “прошлого”.

6. Разделяя мир на Запад и Восток, не забываем ли мы о едином человечестве? И если мы – в своем мышлении (то есть в философии) поднялись до таких абстракций, поделив мир всего лишь надвое, не надо ли нам иметь в виду последний шаг – фактическое, не формальное видение будущего единого человечества всем общественным мнением-мышлением?

7. А что в будущем? Намек на зарождающееся единство можно отдаленно усмотреть в латиноамериканской и африканской литературе. Первое направление сообщает уму аромат стремительности и трансцендентности единого потока бытия, второе указывает на непостижимую глубину интуитивного чувства.

8. Вернемся к восточной философии. Простое сравнение объема современных невосточных философских трудов с восточными явно не в пользу последних. Восточная философия олицетворяет прошлое человеческого мышления, прошлое, которое “проехали” по времени, но не усвоили по существу. Прошлое, к которому нужно возвращаться вновь и вновь. И поэтому изложение восточной философии в основном совпадает с изложением истории восточной философии. Тем не менее, всё это о вечном.

8.1 Восточная философия пронизывает нашу жизнь. Волны увлечения чем-то восточным непрерывно проходят через нашу жизнь, через нас и наших знакомых, и они действительно увлекают. Чтобы отличать “зерна” от “плевел”, нам нужно поработать и создать в своем сознании прочные основы, на которых мы будем основывать свое понимание реальных ситуаций, проникнутых “Востоком”.

8.2 Будущим же психологам по роду своей профессии придется сталкиваться с многочисленными восточными панацеями, гарантирующими решение всех проблем. Это и системы тренировки, и медитативные курсы, и многочисленные учения с цветистой терминологией… Поможет ли нам изучение восточной философии лучше понимать эти современные нам системы, не становясь в позу превосходства западной науки?

9. Курс восточной философии построен просто. Нам будет необходимо постепенно вводить новые понятия, составляя таким образом базовый словарь, выучивая особые слова, термины и их взаимосвязи. Попутно мы будем работать с текстами – как базового учебника М.Степанянца, так и оригинальных источников (БхагавадГита, Дхаммапада, И-Цзин, Дао-Дэ-Цзин), помня, что жизнь – не что иное как текст. “Вначале было Слово”.

10. Разделы курса следующие: Введение. Начало. Мироздание. Человек. Познание. И немного особняком стоит небольшая тема современной восточной философии. Небольшая, поскольку подвиги ее, как уже было сказано, в прошлом. Все сказано, остается пожинать плоды узнанного на этом пути, что-то впитывая, что-то отвергая, но непременно обогащая мудрость человечества и его любовь к мудрости.

11. Итак, Начало (космогония) > Мироздание (онтология) > Человек (антропология) > Познание (гносеология, эпистемология). Познание, как известно, основано на мышлении. И если вначале было Слово, то есть некий Звук, а может быть Мысль, Замысел, то мышление человека парадоксальным образом возвращает нас к Началу. Что вверху, то и внизу. И создал Бог (Макрокосм) человека (микрокосм) по образу Своему и подобию… Закон Подобия или Аналогии может немало помогать нашему пониманию, если мы допустим его в наше мышление.

12. Эти мысли подводят нас к следующему вопросу. Антропоморфно ли Бытие? Если справедлив Закон Аналогии, то Причина создает подобное себе Следствие. Мироздание подобно породившему его Началу, а Человек подобен Мирозданию. В чем подобен?… Существует ли единство мира? Или же справедлива точка зрения многих китайских мыслителей, фундаментально представляющих мир совокупностью “10 тысяч вещей”? Начало-мысль создает человека-мышление, а мышление как известно создает человека, то есть его подобие Началу. Cogito ergo sum.

13. Китами, на которых держится наше представление о восточной философии, выбраны Индия, Китай и арабско-мусульманский мир. Какова философская причина такого выбора помимо всех прочих? Можно попытаться обосновать этот выбор следующим образом.

13.1 Основной акцент в индийской философии лежит на духовности, на мире духа, на запредельном обычному человеческому пониманию. Можно сказать, что индийские мудрецы прежде всего духовны, а уже потом рациональны и материалистичны. Они – видящие, прозревающее вневременное нечто, вечность, поле...

13.2 Основной акцент китайской философии – гибкая прагматичность, то есть рациональность. Её мудрецы – это прежде всего мыслители-диалектики, наблюдающие извечный переход одного в другое, извечную волну бытия, цикличность бытия…

13.3 Основной акцент арабо-мусульманской философии – структурность бытия, требование совершенства перед Богом, что выразилось в наиболее жесткой попытке материализовать Царство Божие, совершенный порядок или, вернее, свое представление о нем. Это – богоборцы, борцы за Бога, за свое представление о совершенстве. Что выражается, как ни странно, в крайнем материализме. (Сходный подход наличествует в иудаизме, и это не случайно, “братские” ведь народы!).

13.4 Суммируем.

Индия                    Китай                     Арабо-мусульманский подход

Дух                    Мышление                    Материя

Поле                     Волна                         Структура

…

Таким образом выбор этих культурных регионов как опорных для нашего рассмотрения покрывают всю известную нам структуру бытия. Остается посмотреть, подтвердит ли дальнейшее детальное рассмотрение эту схему.

14. Философия в наше время, характеризующимся большим количеством мыслящих индивидуумов, часто выглядит для них как следование тому или иному восточному учению, или как общий интерес к различным восточным системам мысли или жизненных практик, к различным путям жизни.

15. Индия. Йога – вот первое слово, когда речь заходит об том, что дала Индия миру. Другие термины: Карма. Перевоплощения. Из Индии вышли многие духовные учителя современности: Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо, Кришнамурти, Раджниш (Ошо), Рамана Махарши, Прабхупада (кришнаизм), Махариши (ТМ). Индийская философская мысль лежит в основе мощного западного теософского движения Е.П.Блаватской, учения о Махатмах, и родственных ему учений Алисы Бейли и Агни-Йоги Елены Рерих.

16. Китай ассоциируется прежде всего с чань-буддизмом, даосизмом, 60-летним календарем и учением об энергетических меридианах человеческого тела, отражающих циклический характер бытия. А также боевые искусства, Шаолинь…

17. Тибет. Буддизм широко распространился в мире после захвата Китаем Тибета. Многие ламы уехали на Запад и щедро поделились своей мудростью с миром. Примыкает к индийскому направлению мысли.

18. Япония ассоциируется у нас с невероятной работоспособностью, дзен-буддизмом (=чань-буддизм), культом красоты (чайная церемония, каллиграфия, стихосложение, культ сакуры) и самурайской философией смерти. Примыкает к китайскому направлению.

19. Арабский мир дал миру великое суфийское учение, или путь жизни. Широко известны на Западе книги о суфизме Идриса Шаха, книга “Пророк” Джебрана. Учение Гурджиева имеет свои корни в суфизме. До сих пор широко известны притчи о Ходже Насреддине, а также стихотворное наследие арабского Востока (Омар Хайям).

20. Все эти многочисленные направления – лучшее, что дало нам ПРОШЛОЕ. Это прошлое было основано на индивидуальном самопознании, на упорном вглядывании в себя. Прошлое имело для этого долгие века, потери времени не было, но не было и нынешней спешки. Не впитав квинтэссенции этого прошлого, сможем ли мы понять настоящее и свои проблемы в нем? Времена меняются, и если темп времени, его модальность, как утверждал Н.Козырев, связан с потоками энергии космоса, то нынешний динамизм – не спешка, но неизбежное условие нашего нынешнего существования. Нам от него не уйти, как не уйти и от невыученных уроков прошлого. Придется доделывать дела в том, что есть. И это тоже философия. Будем же работать в настоящем для будущего, внимательно вглядываясь в прошлое!

январь-февраль 2002

*   *   *

 

 

Того же автора:

Тема благодарности

Тема компенсации

Великая Коллизия 

Принцип Пространства

Принцип позитивности мышления

Принцип опоры на принципы

Бумеранг по имени 11 сентября

Совершенство и завершённость

Три необходимых пространства

Эзотерическая Школа

10 групп. Введение.

Лучи России...

Магия и Богослужение

К вопросу о собственных лучах

О медитации, визуализации и творческом воображении. 

  Об антиглобализме

Оккультный метод КАК ЕСЛИ БЫ и "выдача желаемого за действительное

Аналогия человека и Солнечной систем. Гео- и гелио-центризм

Заметки о ситуативной психологии

Введение к курсу восточной философии для психологов

 

 

 

 

Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz